Письмо Госналогслужбы РФ от 21 августа 1997 г. N БЕ-6-01/607 "Об усилении работы налоговых органов по контролю за налогами и сборами, вводимыми органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления"

Письмо Госналогслужбы РФ от 21 августа 1997 г. N БЕ-6-01/607
"Об усилении работы налоговых органов по контролю за налогами
и сборами, вводимыми органами государственной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления"


В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.91 N 340, главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов (районов в городах) в пределах их компетенции.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и местных налогов определены Конституцией РФ, законами Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На определенных этапах развития государства они регулируются Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, принимаемыми ими в соответствии с их полномочиями по совершенствованию налогового законодательства, укреплению платежной дисциплины.

В настоящее время в регионах России сложилась определенная система региональных и местных налогов и сборов, которые оказывают существенное влияние на формирование доходной части региональных и местных бюджетов.

Практически повсеместно введен региональный сбор на нужды образовательных учреждений, в большинстве административно-территориальных образований (городах и районах) введены и действуют по 6-7 местных налогов и сборов, предусмотренных статьей 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Поступления от региональных и местных налогов и сборов, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления составили в первом полугодии 1997 г. 14,5 трлн.рублей, что составляет 5,4 процента от всех налоговых поступлений и 10,3 процента от поступлений в бюджеты территорий, или возросли против соответствующего периода 1996 г. на 27 процентов.

В республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Карелия, Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Псковской, Саратовской, Сахалинской областях, г.Москве поступления от этих налогов и сборов составили от 12 до 30 процентов от поступлений в бюджеты территорий.

Анализ структуры поступлений от указанных платежей свидетельствует, что основную долю в них составляют поступления от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 9823,7 млрд.руб., или 70 процентов; значительны поступления от сбора на нужды образовательных учреждений - 1451,3 млрд.руб., или 10 процентов; все более существенную роль занимают в структуре местных налогов и сборов поступления от сборов, связанных с осуществлением торговой деятельности, что свидетельствует об ужесточении контроля за доходами в этой сфере, в частности за торговлей винно-водочными изделиями.

В последнее время работа с региональными и местными налогами и сборами проводится налоговыми органами в тесном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, финансовыми и правоохранительными органами. Это прежде всего отражается в подготовке проектов нормативных актов по введению, порядку исчисления и уплаты этих налогов, выявлению налогоплательщиков, укрывающихся от их уплаты, полноте отражения получаемых доходов от предпринимательской деятельности.

В целях координации этой работы при органах законодательной и исполнительной власти созданы постоянные рабочие группы по налоговой политике, в состав которых включены налоговые работники.

Во многих регионах приняты специальные законы, определяющие основные принципы регионального и местного налогообложения.

Получает развитие взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами, налоговой полицией, торговыми инспекциями, санэпидемнадзором по контролю за выполнением решений местных органов власти по местным налогам, проведению совместных рейдов, проверок.

Проводимая работа дает положительные результаты - нормативные акты в большинстве случаев приведены в соответствие с действующим законодательством, отменены некоторые малоэффективные налоги и сборы. Проведена значительная работа по отмене дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодательством.

Вместе с тем работа по контролю за региональными и местными налогами и сборами, вводимыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, требует дальнейшего усиления и совершенствования. Это определяется следующими обстоятельствами.

Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было предоставлено право вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Используя предоставленное право указанные органы власти 70 регионов вводили в 1995-1996 гг. дополнительные налоги и сборы. Перечень дополнительных налогов составил более 100. Однако как показала практика целесообразность введения многих налогов себя не оправдала, они значительно усложняют налоговую систему, снижают эффективность контроля за их полнотой и своевременностью уплаты. Более того, многие дополнительные налоги вводились с нарушением действующего законодательства России, приводят к двойному налогообложению, ущемляют интересы налогоплательщиков.

Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1214 "О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" в целях улучшения финансового состояния предприятий, облегчения налогового бремени и упорядочения установления и взимания региональных и местных налогов и сборов пункт 7 признан с 1 января 1997 г. утратившим силу.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации указом обязывались отменить свои решения о введении дополнительных налогов, не основанных на Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и предложено органам местного самоуправления принять аналогичные решения в отношении местных налогов.

По запросу Конституционного Суда Республики Коми, администрации Иркутской области, Алтайского краевого Законодательного собрания, Законодательного собрания Владимирской и Волгоградской областной Думы Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность положения абзаца второго пункта 2 статьи 18 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которым органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Во исполнение данного Указа Президента РФ и учитывая постановление Конституционного Суда, Госналогслужба РФ поручила налоговым органам совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принять меры по отмене дополнительных налогов и сборов и приведению принятых решений и нормативных актов по таким налогам в соответствие с действующим налоговым законодательством.

Налоговыми инспекциями были направлены соответствующим органам власти предложения об отмене введенных налогов и сборов, а в необходимых случаях предложения в органы прокуратуры. В большинстве регионов России эти вопросы рассмотрены на заседаниях представительных органов власти и приняты решения об отмене введенных дополнительных налогов и сборов. По сообщениям государственных налоговых инспекций органы законодательной и исполнительной власти на местах с пониманием отнеслись к исполнению требований Указа Президента РФ и приняли решения об отмене не предусмотренных законодательством налогов и сборов.

Однако следует отметить, что в отдельных регионах органы власти, ссылаясь на права, предоставленные им Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также рекомендательный характер второй части пункта 2 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1214, считают возможным не отменять данные налоги и сборы. Такие факты имеют место в Московской, Новосибирской, Оренбургской областях, республиках Карелия, Мордовия, Хабаровском крае.

Так, Законодательное собрание Республики Карелия не согласилось с предложением госналогинспекции о несоответствии решения "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" действующему налоговому законодательству и с учетом того, что данный доходный источник заложен в бюджете Республики Карелия на 1997 г., указанный дополнительный налог не отменен.

Не отменены некоторые дополнительные местные налоги на территории Московской области, хотя налоговые органы области внесли предложения местным органам власти и органам прокуратуры об их отмене. Так, прокуратура г.Можайска отказала в опротестовании таких решений. Налоговая инспекция по Московской области проинформировала об этом прокуратуру области.

На предложение госналогинспекции по Омской области об отмене дополнительных налогов и сборов глава администрации г.Омска дал отрицательный ответ со ссылкой на то, что органы местного самоуправления самостоятельны в установлении дополнительных налогов и сборов. Госналогинспекция по Омской области направила письмо в прокуратуру г.Омска, в котором отметила незаконность действий органов местного самоуправления г.Омска.

Не отменены дополнительные налоги в г.Оренбурге, введенные Оренбургской городской Думой со ссылкой на статью 132 Конституции РФ и на указанный выше Закон о местном самоуправлении. Причем эти действия местных органов власти поддержала прокуратура г.Оренбурга.

Продолжают действовать дополнительные налоги и сборы и в ряде других регионов России. В частности, в Белгородской, Ленинградской, Новосибирской областях, республиках Адыгея, Тува, г.Москве.

Всего по сообщениям государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации в 24 регионах продолжают действовать отдельные региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством.

Более того, в ряде регионов и в текущем году продолжается практика введения налогов, не предусмотренных законодательством. Так, администрацией Курской области в июне текущего года в нарушение законодательства России введен на территории области продовольственный налог, в г.Нерюнгри Республики Саха с февраля этого года введен сбор на нужды пассажиров в городском транспорте; в г.Чита введен сбор с авиапассажиров, пользующихся услугами аэропорта.

Учитывая сложившееся положение, Госналогслужба РФ направила информацию о неудовлетворительном выполнении Указа Президента РФ N 1214 в Главное контрольное управление Администрации Президента РФ, Правительство РФ, Генеральному прокурору РФ, Совет по местному самоуправлению России. Правительством РФ дано указание органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не отменивших налоги, не предусмотренные законодательством, принять меры по выполнению вышеназванного Указа (письмо от 15.07.97 N КХ-П13-22492); Генеральной прокуратурой РФ эта информация направлена прокурорам соответствующих субъектов Российской Федерации для проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

Государственным налоговым инспекциям тех регионов, где законодательные и нормативные акты не приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации следует направить органам исполнительной власти и органам прокуратуры необходимую информацию об этих нарушениях, принять исчерпывающие меры по реализации Указа Президента РФ N 1214 об отмене не предусмотренных законодательством налогов и сборов и реализации поручений Правительства РФ по данному вопросу.

При принятии соответствующими органами власти решений об отмене таких налогов и сборов своевременно и в соответствии с законодательством производить расчеты с налогоплательщиками, проводить разъяснительную работу по этим платежам.

Усиление работы с региональными и местными налогами диктуется и обстоятельством, связанным с подготовкой проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Проектом предусматривается значительное сокращение перечня налогов и сборов, вводимых региональными и местными органами власти, намечены изменения принципиальных подходов к их введению, порядку исчисления и уплаты. Предусматривается подготовка нормативных актов по их исчислению и уплате налоговыми органами по согласованию с соответствующими финансовыми органами. При этом следует учитывать, что возникающие споры между плательщиками налогов и налоговыми органами возникают из-за низкого качества нормативных актов, принимаемых местными органами власти.

Госналогслужба РФ обращает внимание налоговых органов на активное участие с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в подготовке проекта Налогового кодекса РФ, внесении в установленном порядке предложений по совершенствованию принципов регионального и местного налогообложения, порядку введения, исчисления и их уплаты.

Налоговые органы совместно с финансовыми органами должны принимать активное участие в решении задач, направленных на создание финансово-экономической основы местного самоуправления, составной частью которой является закрепление на постоянной основе доходных источников местных бюджетов, и прежде всего за счет местных налогов и сборов, а также отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

Госналогслужба РФ считает необходимым усилить взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, правоохранительными и другими контролирующими органами, поскольку на этой основе определяется порядок взаимоотношений федерального бюджета с региональными и местными бюджетами, организация учета налогоплательщиков, полнотой учета доходов от предпринимательской деятельности.

Следует осуществить дополнительные конкретные меры по усилению и совершенствованию взаимодействия указанных органов по полному и своевременному выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, активизацию проведения совместных мероприятий по проверке, рассмотрению выявленных нарушений на совместных заседаниях коллегий, обеспечению полноты взыскания причитающихся к уплате сумм региональных и местных налогов и сборов.

При работе по контролю за региональными и местными налогами следует иметь в виду, что в случаях введения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодательством, налоговые органы вносят предложения соответствующим органам власти о приведении принятых законодательных и нормативных актов в соответствие с действующим законодательством России и информируют об этом органы прокуратуры Российской Федерации. При этом финансовые санкции к налогоплательщикам, уклоняющимся от этих платежей, налоговыми органами не применяются.

Госналогслужба РФ считает необходимым систематически обобщать работу с региональными и местными налогами и сборами, проводить анализ их роли в формировании местных бюджетов, информировать о выявленных нарушениях по этим вопросам законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации по итогам работы за 1997 г. представить в Госналогслужбу РФ к 25 января 1998 г. информацию о проделанной работе по контролю за этими платежами.


Статс-секретарь Госналогслужбы РФ

Е.В.Бушмин



Письмо Госналогслужбы РФ от 21 августа 1997 г. N БЕ-6-01/607 "Об усилении работы налоговых органов по контролю за налогами и сборами, вводимыми органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления"


Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1997 г., N 11


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.