Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2007 г. N 10077/07 Поскольку включение научно-производственного объединения в прогнозный план приватизации федерального имущества без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, а также требования федерального законодательства, распоряжение Правительства РФ признано частично недействительным

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2007 г. N 10077/07


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2007 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой A.M., судей Куликовой В.Б. и Локтенко Н.И. при ведении протокола помощником судьи Ильиной И.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания "Племенной завод опытно-производственное хозяйство "Ладожское" Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии сельскохозяйственных наук о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания "Племенной завод опытно-производственное хозяйство "Ладожское" Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.88) с участием в деле третьих лиц - Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя: организации научного обслуживания "Племенной завод опытно-производственное хозяйство "Ладожское" - Никитина О.А. на основании доверенности от 28.08.07 б/н;

от заявителя: Российской академии сельскохозяйственных наук - Айдиев Р.А. по доверенности от 22.08.07 N 36-09/798;

от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации Григорянц К.А. по доверенности от 30.08.07 N 13180-гг/Д02;

от ФАУФИ: Григорянц К.А. по доверенности от 10.07.07 N ИП-04/19535;

от третьего лица: Государственного научного учреждения Северо-Кавказского научно-исследовательского института животноводства представитель не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения по делу.

суд установил:

организация научного обслуживания "Племенной завод опытно-производственное хозяйство "Ладожское" Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" или хозяйство) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания "Племенной завод опытно-производственное хозяйство "Ладожское" Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.88).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственное научное учреждение Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее Северо-Кавказский НИИ животноводства) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).

В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации, приватизация ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" ведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности хозяйства и научно-исследовательского института, прекращению права хозяйственного ведения хозяйства на имущество, используемое в его научно-производственной деятельности.

В заявлении о дополнении заявленных требований, представленных в процессе предварительного судебного заседания Россельхозакадемия указала также на то, что включение ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" в прогнозный план приватизации произведено в нарушение пункта 2.1.33 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", так как хозяйство запрещено к приватизации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2.1.33 Государственной программы, утвержденной Указом Президента РФ


В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования.

Представитель Россельхозакадемии указал также на то, что ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" является базовой организацией научного обслуживания, его приватизация не отвечает интересам продовольственной безопасности страны и нанесет серьезный ущерб развитию агропромышленного комплекса России. Представитель исключил из оснований признания недействительным оспариваемого постановления несоответствие его пункту 2.1.33 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".

Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ возражал против удовлетворения заявленных требований. Давая пояснения суду, указал на то, что при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год Правительством Российской Федерации были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Внесение ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением требований норм права, на нарушение которых, указывают заявители в обоснование своих требований, согласовано с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" в прогнозный план приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей, поскольку приватизация ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль за деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера его деятельности.

Представитель Северо-Кавказского НИИ животноводства поддержал заявленные требования, пояснив, что ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" осуществляет научное обслуживание и выполнение научно-исследовательских работ в соответствии с тематическим планом научно-исследовательского института, приватизация хозяйства разрушит эффективно действующую систему: наука - экспериментальная проверка - производство, в результате чего будет нарушено единство научной и научно-технической деятельности.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пунктам 1.4, 2.1, 2.2 устава ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" создано с целью научного обслуживания выполнения научно-исследовательских работ по специализации - производство сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, пропаганды и внедрения полученных достижений в производство; находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии и в организационно-методическом отношении подчиняется Северо-Кавказскому НИИ животноводства. Основными задачами хозяйства являются обеспечение успешного проведения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическими планами Северо-Кавказского НИИ животноводства, проведение производственных проверок результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производство сортовых семян сельскохозяйственных культур и выращивание племенных животных и птицы, активное внедрение в производство достижений науки и передового опыта.

По договору N У1.9.2. от 21.03.2004 имущество хозяйства закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Представленные в дело план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2006-2010 годы, рабочие программы и отчеты свидетельствуют о том, что ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" участвует в осуществлении научно-исследовательских работ Северо-Кавказского НИИ животноводства.

Из указанных документов следует, что ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" относится к предприятиям научного обслуживания, которое совместно с Северо-Кавказского НИИ животноводства представляет единый научно-производственный комплекс.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Таким образом, приватизация ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" приведет к разрушению единого научно производственного# комплекса, прекращению права собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения хозяйства на переданное ему имущество.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "178-ФЗ"


Статьей 8 названного закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.

Надлежащих доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" не представлено.

В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий и организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту представления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и предприятий для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство Российской Федерации в подтверждение надлежащего согласования приватизации хозяйства, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа академии.

Включение ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания племенного завода опытно-производственного хозяйства "Ладожское" Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.88) как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".


Председательствующий судья

A.M. Медведева


Судья

В.Б. Куликова


Судья

Н.И. Локтенко


ВАС РФ признал недействительным распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2007 г. N 543-р в части включения организации научного обслуживания племенного завода опытно-производственного хозяйства "Ладожское" Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства Россельхозакадемии в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2008 г.

Как указал ВАС РФ, ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" относится к предприятиям научного обслуживания, а в силу ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. В результате приватизации спорной организации утрачивается гарантия сохранения единого научно-производственного комплекса.

Кроме того, в соответствии с ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий. В то же время доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию ОНО ПЗ ОПХ "Ладожское" не представлено.


Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2007 г. N 10077/07


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.