Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2007 г. N 10078/07 Поскольку включение научно-производственного объединения в прогнозный план приватизации федерального имущества без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, а также требования федерального законодательства, распоряжение Правительства РФ признано частично недействительным

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2007 г. N 10078/07


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2007 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой A.M., судей Куликовой В.Б. и Локтенко Н.И. при ведении протокола помощником судьи Ильиной И.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "Стрелецкое" государственного научного учреждения "ВНИИ зернобобовых и крупяных культур" и Россельхозакадемии к Правительству Российской Федерации, с участием ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур" Россельхозакадемии и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании недействительным пункта 2.126 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы.

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя: организации научного обслуживания "Опытно-производственного хозяйства "Стрелецкое" - директор Белоусько Ю.С. на основании приказа от 15.02.05 N 48-лк;

от заявителя: Российской академии сельскохозяйственных наук - Айдиев Р.А. по доверенности от 22.08.07 N 36-09/798 и Иванов Д.А. по доверенности от 22.08.07 N 36-09/794;

от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации Григорянц К.А. по доверенности от 30.08.07 N 13180-гг/Д02;

от третьего лица: Государственного научного учреждения "Всероссийского научно-исследовательского института зернобобовых и крупяных культур" - Зотиков В.И., директор по приказу от 20.11.03 N 205 лк, удостоверение N 195 от 06.03.03;

от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом: Григорянц К.А. по доверенности N ЛП-04/19535 от 10.07.07

суд установил:

организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "Стрелецкое" государственного научного учреждения "ВНИИ зернобобовых и крупяных культур" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ОНО ОПХ "Стрелецкое" или хозяйство) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания ОПХ "Стрелецкое" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.126).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ВНИИ зернобобовых и крупяных культур или научно-исследовательский институт) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).

В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации, приватизация ОНО ОПХ "Стрелецкое" ведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности хозяйства и научно-исследовательского института, прекращению прав собственности, хозяйственного ведения хозяйства на имущество, используемое в его научно-производственной деятельности.

В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования.

Представитель Россельхозакадемии указал также на то, что ОНО ОПХ "Стрелецкое" является экспериментальной базой государственного научного центра Российской Федерации - ВНИИ зернобобовых и крупяных культур, который участвует в выполнении разработок по приоритетному направлению развития науки "Живые системы и критические технологии в области сельского хозяйства в рамках проекта "Развитие АПК", его приватизация не отвечает интересам продовольственной безопасности страны и нанесет серьезный ущерб развитию агропромышленного комплекса России.

Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ возражала против удовлетворения заявленных требований. Давая пояснения суду, указала на то, что при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год Правительством Российской Федерации были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Внесение ОНО ОПХ "Стрелецкое" в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением требований норм права, на нарушение которых, указывают заявители в обоснование своих требований, согласовано с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение ОНО ОПХ "Стрелецкое" в прогнозный план приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей, поскольку приватизация ОНО ОПХ "Стрелецкое" предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль над деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера его деятельности.

Представитель ВНИИ зернобобовых и крупяных культур поддержал заявленные требования, пояснив, что ОНО ОПХ "Стрелецкое" осуществляет научное обслуживание и выполнение научно-исследовательских работ в соответствии с тематическим планом научно-исследовательского института, приватизация хозяйства разрушит эффективно действующую систему: наука - экспериментальная проверка - производство, в результате чего будет нарушено единство научной и научно-технической деятельности.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пунктам 1,3, 1.4, 2.1, 2.2 устава ОНО ОПХ "Стрелецкое" создано с целью научного обслуживания выполнения научно-исследовательских работ по специализации ВНИИ зернобобовых и крупяных культур; находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии и в организационно-методическом отношении подчиняется научно-исследовательскому институту. Основными задачами деятельности хозяйства являются обеспечение успешного проведения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическими планами ВНИИ зернобобовых и крупяных культур, производственное испытание и размножение подготовленных институтом к передаче на госиспытание новых сортов зернобобовых, производственная проверка результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок современных энергосберегающих и природоохранных технологий производства, производство сортовых семян сельскохозяйственных культур и выращивание племенных животных, активное внедрение в производство достижений науки и передового опыта.

По договору N П.21.3 от 30.11.2004 между Россельхозакадемией и ОНО ОПХ "Стрелецкое" имущество хозяйства закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Представленные в дело рабочие программы и отчеты свидетельствуют о том, что ОНО ОПХ "Стрелецкое" участвует в осуществлении научно-исследовательских работ ВНИИ зернобобовых и крупяных культур.

Таким образом, ОНО ОПХ "Стрелецкое" относится к предприятиям научного обслуживания, которое совместно с ВНИИ зернобобовых и крупяных культур представляет единый научно-производственный комплекс.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Следовательно, в результате приватизации ОНО ОПХ "Стрелецкое" утрачивается гарантия сохранения единого научно производственного# комплекса, прекращаются права собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения хозяйства на переданное ему имущество.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "178-ФЗ"


Статьей 8 названного закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.

Надлежащих доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию ОНО ОПХ "Стрелецкое" не представлено.

В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий и организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОНО ОПХ "Стрелецкое" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту представления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и предприятий для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство Российской Федерации в подтверждение надлежащего согласования приватизации хозяйства, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа академии.

Включение ОНО ОПХ "Стрелецкое" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "Стрелецкое" Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".


Председательствующий судья

A.M. Медведева


Судья

В.Б. Куликова


Судья

Н.И. Локтенко


ВАС РФ признал недействительным распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2007 г. N 543-р в части включения организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "Стрелецкое" Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур" Россельхозакадемии в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2008 г.

Как указал ВАС РФ, ОНО ОПХ "Стрелецкое" относится к предприятиям научного обслуживания, а в силу ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. В результате приватизации спорной организации утрачивается гарантия сохранения единого научно-производственного комплекса.

Кроме того, в соответствии с ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий. В то же время доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию ОНО ОПХ "Стрелецкое" не представлено.


Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2007 г. N 10078/07


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.