Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2007 г. N 93-Г07-13 О признании недействующим постановления администрации Магаданской области от 24 января 2005 г. N 16-па "Об обеспечении бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Магаданской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2007 г. N 93-Г07-13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению мэра города Магадана о признании недействующим постановления администрации Магаданской области от 24.01.2005 г. N 16-па "Об обеспечении бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Магаданской области" (в ред. от 06.12.2006) по кассационной жалобе администрации Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 30 июля 2007 года.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 06.12.2006" имеется в виду "от 16.03.2006"


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., возражения представителя администрации города Магадана Р.А.А. на кассационную жалобу, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Мэр города Магадана обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Магаданской области от 24 января 2005 г. N 16-па "Об обеспечении бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Магаданской области", ссылаясь на то, что этот акт не соответствует требованиям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского значения"; значительно сужает перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно; вводит ограничения по виду лекарственных средств; ущемляет жизненноважные интересы граждан муниципального образования "Город Магадан".

Кроме того, в нарушении требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Магаданской области "О порядке наделения органов местного самоуправления Магаданской области отдельными государственными полномочиями осуществляемыми органами государственной власти Магаданской области и порядке передачи материальных и финансовых средств органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий" оспариваемое постановление перекладывает на органы местного самоуправления государственные полномочия по предоставлению отдельным группам населения мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении, нарушив тем самым их компетенцию.

Решением Магаданского областного суда от 30 июля 2007 года постановлено: удовлетворить заявление мэра города Магадана.

Признать постановление администрации Магаданской области "Об обеспечении бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Магаданской области" от 24 января 2005 г. N 16-па (в ред. от 06.12.2006) противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.

Обязать администрацию Магаданской области опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором был официально опубликован оспоренный нормативный правовой акт - в газете "Магаданская правда".

Взыскать с администрации Магаданской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Оспариваемым нормативным правовым актом на муниципальные учреждения здравоохранения на территории Магаданской области, при лечении в амбулаторных условиях, возложена обязанность по обеспечению бесплатными лекарственными средствами следующие категории граждан: детей первых трех лет жизни; детей, больных муковисцидозом; преждевременным половым развитием; больных хроническими заболеваниями при лечении основного заболевания: системными, хроническими, тяжелыми заболеваниями кожи; бронхиальной астмой; ревматизмом и ревматоидным артритом; системной (острой) красной волчанкой; болезнью Бехтерева; глаукомой; катарактой; несахарным диабетом; миастенией, болезнью Паркинсона; инфарктом миокарда (первые шесть месяцев); аддисоновой болезнью; состояния после операции по протезированию клапанов сердца; малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности на территории Магаданской области.

Судом установлено, что расходы на реализацию постановления администрации Магаданской области N 16-па от 24.01.2005 год из бюджета Магаданской области муниципальному образованию "Город Магадан" не возмещались.

В силу п. 5 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 с последующими изменениями "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005, 2006 и 2007 годы, утвержденные Постановлениями Правительства РФ соответственно от 26.11.2004 г. N 690, от 28.07.2005 г. N 461, от 30.12.2006 года N 885, полномочия по предоставлению отдельным группам населения мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении определяют как государственные.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, сделан правильно, поскольку данная обязанность является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.

Анализ п.п "ж", "з" части 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в совокупности с положениями ст.ст. 6, 65, 85 Бюджетного кодекса РФ и содержанием п. 2 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Судом установлено, что закон Магаданской области о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на осуществление мероприятий по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных групп населения и категорий заболеваний, указанных в оспоренном постановлении, не был принят.

Средства необходимые для осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий, в бюджете Магаданской области не предусматривались.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о противоречии оспоренного нормативного правового акта федеральному законодательству.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.

Согласно п. 3 ст. 8, п. 3 ст. 37.2 Основ законодательства об охране здоровья граждан, к компетенции органов местного самоуправления относится организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, в том числе обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами.

В оспариваемом постановлении предусмотрено бесплатное лекарственное обеспечении отдельных категорий граждан, что действующее законодательство не предусматривает и в перечень вопросов местного значения, установленный Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", не входит.

В силу ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", социальная поддержка отдельных категорий граждан отнесена к полномочиям субъекта РФ.

Доводы кассационной жалобы в этой части направлены на иное толкование закона.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями только законом и только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Обязанность по финансированию расходов по бесплатному лекарственному обеспечению возложена на органы местного самоуправления не законом, а правовым актом исполнительного органа государственной власти, а также без передачи каких-либо средств.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Магаданского областного суда от 30 июля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Магаданской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2007 г. N 93-Г07-13


Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, март 2008 г., N 3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.