Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 720-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Журавлевой Таисии Александровны на нарушение ее конституционных прав положением части 5 статьи 80 Кодекса о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа"

Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 720-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Журавлевой Таисии Александровны на нарушение ее конституционных прав положением части 5 статьи 80 Кодекса о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Т.А. Журавлевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. Гражданка Т.А. Журавлева, получающая как бывший муниципальный служащий ежемесячную доплату к трудовой пенсии, исчисленную, согласно части 1 статьи 53 Кодекса о муниципальной службе Чукотского автономного округа, в порядке, установленном Кодексом о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа от 24 декабря 1998 года, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения части 5 статьи 80 Кодекса о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа, в соответствии с которым размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении (повышении) в централизованном порядке денежного содержания по соответствующей должности гражданской службы в случае, если в законе, устанавливающем увеличение (повышение) денежного содержания, содержится прямое предписание о перерасчете ранее назначенных доплат к пенсии, а также при условии включения необходимых средств в окружной бюджет на соответствующий год.

По мнению заявительницы, названное законоположение, как не предусматривающее перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии при каждом увеличении (повышении) в централизованном порядке денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и позволяющее уменьшать размер этой доплаты при повышении размеров трудовых пенсий, снижает уровень ее социальной защищенности, что противоречит статьям 2, 7, 18, 39 и 71 (пункт "е") Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, правил исчисления их размеров, а также порядка индексации к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Федеральный закон от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" в числе гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, предусматривает пенсионное обеспечение за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23).

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Такой порядок осуществления правового регулирования пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих согласуется с положениями статей 71 (пункт "е"), 72 (пункт "ж" части 1), 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, относящих установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а социальную защиту, включая социальное обеспечение, - к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и не допускающих противоречия законов субъектов Российской Федерации федеральным законам. Таким образом, законодатель Чукотского автономного округа, принимая Кодекс о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа и устанавливая порядок перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданских служащих, действовал в пределах своих полномочий. Закрепленное им правовое регулирование повышения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданских и муниципальных служащих Чукотского автономного округа направлено на повышенную социальную защиту данной категории граждан и в силу этого не может рассматриваться как ущемляющее их права.

Как видно из содержания жалобы, заявительница настаивает на необходимости проведения индексации ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальных служащих Чукотского автономного округа независимо от законодательных предписаний о включении необходимых средств в окружной бюджет, что предполагает изменение правового регулирования перерасчета таких доплат. Решение этого вопроса является прерогативой законодателя (в данном случае Думы Чукотского автономного округа) и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Что касается снижения размера ежемесячной доплаты в связи с увеличением размера выплачиваемой гражданским служащим трудовой пенсии, то такое нормативное регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права гражданских (муниципальных) служащих на пенсионное обеспечение, поскольку в равной мере распространяется на всех гражданских (муниципальных) служащих и не препятствует реализации права на трудовую пенсию.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Журавлевой Таисии Александровны, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель Конституционного
Суда Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 720-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Журавлевой Таисии Александровны на нарушение ее конституционных прав положением части 5 статьи 80 Кодекса о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа"


Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2007 г., N 28


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.