Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 3-Г07-19 Поскольку законодатель субъекта РФ не обладает правом самостоятельно устанавливать дополнительные запреты для проведения публичных мероприятий, в том числе на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, закон субъекта РФ в оспариваемой части признан судом противоречащим федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 3-Г07-19


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункта "г" п. 6 и абзаца 3 пункта 3 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 13 июля 2007 года N 148

по кассационной жалобе Главы Республики Коми

на решение Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании недействующими подпункта "г" п. 6 и абзаца 3 пункта 3 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 13 июля 2007 года N 148 в части, предусматривающей направление уведомления о проведении публичного мероприятия в Министерство культуры и национальной политики Республики Коми в течение трех дней со дня получения уведомления, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству, а именно Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании"

Решением Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2007 года постановлено: заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт "г" п. 6 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13.07.2007 N 148; абзац 3 п. 3 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13.07.2007 N 148, в части, предусматривающей направление уведомления о проведении публичного мероприятия в Министерство культуры и национальной политики Республики Коми в течение трех дней со дня получения уведомления.

Глава Республики Коми подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 13.07.2007 N 148 утвержден Порядок проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

В соответствии с п. 5, п/п "г" п. 6 Порядка основанием для представления Министерством культуры и национальной политики Республики Коми заключения о невозможности проведения публичного мероприятия, являющегося обязательным основанием для направления органом исполнительной власти Республики Коми или соответствующим органом местного самоуправления организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, является создание планируемым публичным мероприятием препятствия в работе государственных учреждений, расположенных на территории памятника истории и культуры.

Однако в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозу обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Нормами Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Республики Коми от 04.06.2004 N 30-РЗ "О некоторых вопросах в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Республики Коми" не установлен запрет на проведение на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, публичных мероприятий в случае, если такое мероприятие создает препятствие в работе государственных учреждений, расположенных на территории памятника истории и культуры.

Согласно абз. 3 п. 3 и п. 4 Порядка орган исполнительной власти или соответствующий орган местного самоуправления копию уведомления о проведении публичного мероприятия направляет в Министерство культуры и национальной политики Республики Коми в течение трех дней со дня его получения. Мотивированное заключение о возможности (невозможности) проведения публичного мероприятия Министерством культуры и национальной политики Республики Коми дается не позднее дня, следующего за днем получения копии уведомления.

Оспариваемая норма противоречит норме п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена обязанность по доведению до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления.

Права изменения указанного срока Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" субъекту Российской Федерации не предоставлено.

При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно.

Доводы кассационной жалобы о том, при проведении публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, будут нарушены конституционные права граждан на образование и участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям не основан на нормах федерального законодательства.

Так, согласно преамбуле Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" (далее - Федеральный закон) данный Закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, законы и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 8 вышеназванного Федерального закона порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать свои нормативные правовые акты, касающиеся вопросов проведения публичных мероприятий, но только в целях обеспечения условий и порядка проведения таких мероприятий и только в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Субъектам Российской Федерации не предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные запреты для проведения публичных мероприятий, в том числе на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры. На таких территориях, с учетом особенностей объектов истории и культуры, субъекты Российской Федерации, могут только определять порядок проведения публичных мероприятий, а не запрещать их проведение.

Доводы кассационной жалобы о том, что абзацем 3 п. 3 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, не нарушен срок доведения до организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия являются необоснованными.

Нормы Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предусматривают возможность дачи Министерством культуры и национальной политики Республики Коми заключения о возможности (невозможности) проведения публичного мероприятия на 4-ый день со дня получения органом исполнительной власти Республики Коми или соответствующим органом местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона.

Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые ссылается прокурор в обоснование своих требований, правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не устраивает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Республики Коми - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 3-Г07-19


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение