Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2007 г. N КАС07-322 Суд отказал в признании частично недействующим постановления Правительства РФ, поскольку тот факт, что оспариваемое положение не содержит условий пересчета пенсий, назначенных ранее уволенным со службы военнослужащим, в случаях повышения стоимости жизни, а отсылает к законодательству РФ об индексации денежных доходов населения, не может свидетельствовать о его незаконности

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2007 г. N КАС07-322


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2007 года гражданское дело по заявлению Б.А.Е. о признании недействующим подпункта "а" пункта 14 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",

по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., выступление представителя Правительства Российской Федерации Ч., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Б.В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Согласно подпункту "а" пункта 14 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения.

Б.А.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что указанное положение противоречит требованиям статей 43 и 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Обосновывая свои доводы, Б.А.Е. утверждает, что указанным Законом на Правительство РФ возложена обязанность определить порядок пересчета пенсий, назначенных ранее уволенным со службы военнослужащим, в случаях повышения стоимости жизни.

Однако, установленный подпунктом "а" пункта 14 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 порядок не позволяет производить индексацию пенсий, поскольку не содержит алгоритма расчета индекса стоимости жизни и не отсылает к конкретным нормативно-правовым актам, его определяющим. Таким образом, фактически отсутствует механизм реализации этого права.

Помимо этого Б.А.Е. полагает, что перерасчет пенсий военнослужащих необходимо производить по обоим основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б" статьи 49 вышеназванного Закона.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2007 года в удовлетворении указанных требований Б.А.Е. отказано.

В кассационной жалобе заявитель, не соглашаясь с этим решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований, поскольку Военной коллегией нарушены нормы материального права.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления в том случае, если им будет признано, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемый подпункт "а" пункта 14 указанного Постановления строго соответствует Закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в частности его статьям 43 и 49. По смыслу указанных норм пенсии, назначенные перечисленным в Законе лицам, подлежат пересмотру при повышении стоимости жизни - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов населения.

Тот факт, что оспариваемая норма не содержит условия такого пересмотра, а корреспондирует к законодательству Российской Федерации и нормативным актам Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения, не может свидетельствовать о незаконности подпункта "а" пункта 14 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.

Также об этом не могут свидетельствовать положение пункта 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации (на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение) и предписания, данные Совету Министров РФ в постановлении Верховного Совета РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", о разработке в двухмесячный срок нормативных актов о порядке применения указанного закона.

В связи с этим утверждение Б.А.Е. о допущенном судом первой инстанции нарушении норм материального права, выразившемся в неприменении судом указанных нормативных актов, следует признать необоснованным.

Б.А.Е. в кассационной жалобе ссылается на неправильное применение норм материального права и ставит под сомнение вывод суда первой инстанции о правомерности индексации пенсий военнослужащим альтернативным способом - путем пересмотра назначенных пенсий в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 названного Постановления, согласно которому в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам.

Вопреки доводу заявителя, указанный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 18 июля 2006 года N 271-О, согласно которой отсутствие возможности пересмотра пенсии в связи с повышением стоимости жизни не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав этой категории граждан, поскольку законодательством предусмотрено и другое основание для пересмотра пенсий, а именно увеличение денежного довольствия военнослужащих и иных лиц.

Довод Б.А.Е. о том, что суд первой инстанции, не учел того обстоятельства, что до 1 января 2005 года Закон РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов населения" являлся действующим и не препятствовал пересчету пенсии с учетом индекса стоимости жизни, следует признать несостоятельным. Указанный Закон, предусматривая порядок индексации денежных доходов граждан, не содержал механизма реализации этих предписаний и, помимо этого, допускал возможность альтернативного способа пересмотра пенсий, согласно которому индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий и т.д.).

Указание заявителем в кассационной жалобе на то, что суд существенно нарушил нормы процессуального права, не выполнив требования пункта 4 статьи 199 ГПК РФ, является беспредметным, поскольку указанный кодекс такую норму не содержит.

Отсутствие в обжалуемом решении ответов на вопросы, возможно ли применение порядка пересчета пенсии, указанного в подпункте "а" пункта 14 оспариваемого постановления; на основании какого нормативного акта; что препятствует реализации моего права на получении пенсии, установленной законом, на что ссылается Б.А.Е. в кассационной жалобе, не является юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению по данному делу и не может повлечь отмену принятого Военной коллегией решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б.А.Е. - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2007 г. N КАС07-322


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.