Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 730-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мареичева Ильи Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 730-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мареичева Ильи Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина И.А. Мареичева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В жалобе гражданина И.А. Мареичева оспаривается конституционность пункта 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), ограничивающего величину пособия по безработице, начисляемого в первом (12-месячном) периоде выплаты указанным в данной статье безработным гражданам, максимальным размером. Заявитель предлагает новую редакцию пункта 1 статьи 33 данного Закона, не предусматривающую такого ограничения и, по его мнению, соответствующую - в отличие от ныне действующей редакции - статьям 7 (часть 1), 18 и 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.А. Мареичевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных конституционных положений правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" механизм назначения и выплаты пособия по безработице, который включает и ограничение пособия максимальным размером, величина которого ежегодно определяется Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 33).

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение безработных граждан средствами к существованию на период поиска работы, сокращение периода безработицы, стимулирование безработного к активному поиску работы и предотвращению необоснованных отказов от нее и преследует цель достижения баланса частных интересов безработного гражданина и публичных интересов государства в социальной сфере, в силу чего не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя. Что же касается вопроса о предлагаемом заявителем изменении содержания пункта 1 статьи 33 названного Закона, то его разрешение является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, как следует из жалобы, И.А. Мареичев выражает несогласие с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года N 185-О-О об отказе в принятии к рассмотрению его жалобы на нарушение конституционных прав абзацем пятым пункта 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Между тем в соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Кроме того, согласно части третьей статьи 74 данного Федерального конституционного закона Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения не связан основаниями и доводами, указанными в обращении.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мареичева Ильи Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов


Оспаривалась конституционность положения Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ограничивающего величину пособия по безработице, начисляемого в первом (12-месячном) периоде выплаты безработным гражданам, максимальным размером (процентным соотношением от величины среднемесячного заработка по последнему месту работы).

Конституционный Суд РФ, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы, указал следующее.

Конституция РФ предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы. В силу указанных конституционных положений правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, определил в Законе о занятости населения механизм назначения и выплаты пособия по безработице, который включает и ограничение пособия максимальным размером, величина которого ежегодно определяется Правительством РФ.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение безработных граждан средствами к существованию на период поиска работы, сокращение периода безработицы, а также стимулирование безработного к активному поиску работы и предотвращению необоснованных отказов от нее. Данное регулирование преследует цель достижения баланса частных интересов безработного гражданина и публичных интересов государства в социальной сфере, в силу чего не может рассматриваться как нарушающее конституционные права.


Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 730-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мареичева Ильи Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"


Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2007 г., N 30


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение