Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2007 г. N 46-Г07-26 Суд отказал в отмене решения территориальной избирательной комиссии субъекта РФ, поскольку каких-либо конкретных доказательств нарушений избирательного законодательства при составлении списков избирателей на избирательных участках, а также фактов, свидетельствующих о том, что избиратель был незаконно включен в списки избирателей, истцом не представлено

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2007 г. N 46-Г07-26


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Харланова А.В., Макарова Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Шанькова Д.П. на решение Самарского областного суда от 10 июля 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:

Шаньков Д.П. обратился в Самарский областной суд с заявлением об отмене решения "О результатах выборов по Центральному одномандатному избирательному округу N 14" содержащегося в протоколе N 1 окружной Избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу N 14 от 12 марта 2007 г., решения Избирательной комиссии Самарской области N 144/472 от 16 марта 2007 г. "Об установлении общих результатов выборов депутатов Самарской Губернской Думы четвертого созыва" в части установления результатов выборов по Центральному одномандатному избирательному округу N 14. Просил обязать окружную избирательную комиссию по Центральному избирательному округу N 14 произвести повторный подсчет голосов избирателей, в части голосования за кандидата по одномандатному избирательному округу, в том числе с подсчетом количества записей в списках избирателей, указывая на то, что согласно опубликованной в газете "Городские ведомости" от 23 января 2007 г. дислокации избирательных участков в границах избирательного участка N 1729, помимо жилых домов в которых постоянно проживают избиратели, находится территория МУЗ Городская клиническая больница N 1, данный избирательный участок включает место временного пребывания избирателей.

Избиратели, находящиеся на день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Думы, включение в список избирателей и голосование на таком избирательном участке без предъявления открепительного удостоверения действующий закон не допускает.

На избирательном участке N 1729 всего проголосовало 681 чел., а предъявили открепительные удостоверения участковой избирательной комиссии только 1 чел.

Согласно опубликованной в газете "Городские ведомости" от 23 января 2007 г. дислокации избирательных участков граница избирательного участка N 1739 находится в пределах территории МУЗ "Городская больница N 2", на данном избирательном участке всего проголосовало 31 чел., а предъявили открепительные удостоверения участковой избирательной комиссии только 2 чел.

Из записей в строках 9д и 9е экземпляра N 2 сводной таблицы N 1 об итогах голосования на территории Центрального района городского округа Тольятти по Центральному одномандатному избирательному округу N 14 и акта приема передачи избирательных бюллетеней на избирательном участке N 1690 не было утраченных или не учтенных при получении избирательных бюллетеней. Между тем на этом избирательном участке, с разрешения председателя комиссии было вынесено 2 бланка избирательных бюллетеней. Из записей в строках 9д и 9е экземпляра N 2 сводной таблицы N 1 об итогах голосования на территории Центрального района городского округа Тольятти по Центральному одномандатному избирательному округу N 14 и акта приема передачи избирательных бюллетеней на избирательном участке N 1696 не было утраченных или не учтенных при получении избирательных бюллетеней. Однако на данном избирательном участке было вынесено 2 бланка избирательных бюллетеней.

Кроме того, из записей в графах NN 9д и 9е экземпляра N 2 протокола N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по Центральному одномандатному избирательному округу N 14 и экземпляре N 2 сводной таблицы N 1 об итогах голосования на территории Центрального района городского округа Тольятти по Центральному одномандатному избирательному округ N 14 усматривается, что при голосовании 11 марта 2007 г. вообще не установлено фактов утраты избирательных бюллетеней и фактов наличия избирательных бюллетеней, не учтенных при получении.

Согласно записей в графах NN 3 и 7 экземпляра N 2 сводной таблицы N 1 об итогах голосования на территории Центрального района городского округа Тольятти по Центральному одномандатному избирательному округ N 14 на 26 избирательных участках количество избирательных бюллетеней выданных в помещении для голосования (определяется по количеству подписей избирателей в списке избирателей) и количество избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (определяется при подсчете избирательных бюллетеней извлеченных из стационарного ящика для голосования) не совпадает. В силу ст. 55, п. 20 ст. 56, п.п. 12-13 ст. 57 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" и ст.ст. 67 п. 22 ст. 68 п.п. 8-9 ст. 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" все графы протокола должны быть заполнены в соответствии с результатами, которые были установлены при подсчете избирательных бюллетеней и количества подписей в списке избирателей. При установлении расхождений по количеству (когда количество избирательных бюллетеней которые были выданы избирателям не совпадает с количеством подписей в списке избирателей) указанные выше участковые комиссии до подписания протокола об итогах голосования должны были произвести дополнительный подсчет, а если не устранено расхождение то заполнить в протоколе об итогах голосования графы 9д или 9е. Окружная комиссия выявив данное расхождение в протоколе об итогах голосования имеет право вынести решение о повторном подсчете голосов. Данное требование законодательства было нарушено, т.е. итоги голосования определены с нарушением избирательного законодательства. В судебном заседании представитель заявителя Яковлев В.А. указанные требования поддержал, пояснив, что определение итогов голосования с нарушением закона, нарушает, предусмотренное законом, субъективное право его доверителя на достоверную информацию о полученных голосах при голосовании за каждого кандидата.

Представители Избирательной комиссии Самарской области и окружной избирательной комиссии по Центральном избирательному округу N 14 требования Шанькова Д.П. не признали, пояснив, что заявитель неправильно толкует нормы избирательного законодательства в случаях связанных с фактами временного проживания граждан на определенной территории. Избиратели по месту их временного проживания законно были включены в списки на основании их личных заявлений.

Что касается заполнения строк 9д и 9е, то указанные строки не заполняются, если контрольные соотношения выполняются.

Решением Самарского областного суда от 10 июля 2007 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Шанькова Д.П. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с п. 3 ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Заявитель указывает на то, что при принятии оспариваемого им решения об итогах голосования были допущены нарушения правил составления списков, избирателей, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов.

Судом установлено и видно из материалов дела, что 12.03.07 г. на основании протоколов УИК окружная избирательная комиссия по Центральному одномандатному округу N 14 определила результаты выборов депутатов Думы по данному округу, по результатам голосования признан избранным - Степанов А.А., за которого проголосовало 14108 человек, за Шанькова - 7718, Минчук В.С.- 8673 чел., за Полицемако Д.В. - 6339 чел. Таким образом, большинство голосов избирателей получил Степанов А.А.

Решением Избирательной комиссии Самарской области от 16.03.2007 г. N 144/472 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Самарской области четвертого созыва" признан избранным кандидат в депутаты Степанов А.А.

В судебном заседании также установлено, что на участках 1729 и 1739 проголосовало 2123 избирателя.

Согласно представленных окружной избирательной комиссией заявлений, решений участковых ИК, уведомлений на избирательном участке N 1729 по месту временного пребывания в МУЗ КГБ (Городская клиническая больница) N 1 на основании письменных заявлений включено 15 избирателей и 1 по открепительному удостоверению, на избирательном участке N 1739 по месту временного пребывания в МУЗ городская больница N 2 в список избирателей на основании письменных заявлений были включены 34 избирателя и 2 по открепительному удостоверению.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Согласно п. 4 ст. 17 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы", основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, пунктом 2 статьи 51 настоящего Закона, - факт временного пребывания на территории этого избирательного участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения (в ред. Закона Самарской области от 30.12.2005 г. N 252-ГД).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 4 ст. 17" следует читать "п. 4 ст. 18"


Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, (в ред. Закона Самарской области от 30.12. 2005 г. N 252-ГД).

Абзацем 2 пункта 6 названного закона установлено, что избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Думы.

Согласно п. 17 ст. 17 указанных# выше ФЗ и ст. 18 п. 7.1 закона Самарской области избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) N" с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования, (п. 17 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ).

Проанализировав перечисленные нормы федерального и областного законодательства суд пришел к правильному выводу о том, что основанием для включения в списки избирателей гражданина РФ на конкретном избирательном участке кроме факта нахождения его места жительства на этом избирательном участке является факт временного пребывания на территории избирательного участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения, то есть гражданин может быть включен в список избирателей при наличии одного из двух указанных условий, что активного# избирательного права граждан.

Установлено также, что в границах участка N 1729, помимо места временного пребывания граждан - МУЗ Городская клиническая больница N 1, включаются также жилые дома, являющиеся местом постоянного жительства избирателей.

Таким образом, доводы заявителя о том, что на данном участке 2117 граждане были включены в список избирателей незаконно, без предъявления открепительных удостоверений, обоснованно признаны несостоятельными.

Каких-либо конкретных доказательств нарушений избирательного законодательства при составлении списков избирателей на указанных избирательных участках, а также фактов, свидетельствующих о том, что избиратель был незаконно включен в списки избирателей, как правильно указал суд, не представлено.

Кроме того, суд обоснованно исходил из того, что в случае установления нарушения избирательного законодательства при составлении списков избирателей и подсчете голосов, следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации высказанную в Постановлении от 11.06.02 г. в котором Конституционный Суд Российской Федерации, указал, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления, которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст. 3 (ч. 1, 2 и 3), ст. 32 (ч. 1 и 2) и 46 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатов выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что на избирательном участке N 1690 действительно имел место факт выноса избирателем 2 избирательных бюллетеней в день выборов 11.03.07 г. Однако данное обстоятельство, как правильно указал суд, само по себе в силу п. 3 ст. 77 ФЗ также не может являться основанием для отмены итогов выборов по Центральному одномандатному округу N 14.

Факт выноса 2 избирательных бюллетеней на избирательном участке N 1696 в ходе судебного заседания не подтвердился.

Суд также правильно, по изложенным в решении основаниям, считает несостоятельным довод заявителя о том, что избирательными комиссиями на участках 1691, 1693, 1694, 1696, 1697, 1698, 1700, 1701, 1702, 1703, 1704, 1707, 1708, 1712, 1713, 1714, 1715, 1716, 1717, 1718, 1719, 1720, 1721, 1723, 1725, 1726, 1727, 1731, 1732, 1734, 1735, 1736 неправильно в нарушение ст. 55, п. 20 ст. 56, ст. 57 ЗСО, п. 22 ст. 67 ФЗ составлены графы 9д и 9е в протоколах об итогах голосования.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 22 ст. 67" следует читать "п. 2 ст. 67"


Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше основаниям.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Самарского областного суда от 10 июля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Шанькова Д.П. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2007 г. N 46-Г07-26


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение