Письмо Минфина РФ от 1 апреля 1998 г. N 19-15/1Г О разработке законопроектов, вытекающих из Гражданского кодекса РФ

Письмо Минфина РФ от 1 апреля 1998 г. N 19-15/1Г


Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1998 г. N ВЧ-П3-06385 рассмотрело письмо Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 27.02.98 N ВБ-П18-22 о разработке законопроектов, вытекающих из Гражданского кодекса Российской Федерации и сообщает.

Учитывая, что ряд законопроектов, принятие которых предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации уже вступили в силу ("Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О переводном и простом векселе" и другие), Министерство финансов Российской Федерации полагает необходимым рассмотреть возможность принятия следующих федеральных законов.

1. Закон об актах гражданского состояния (согласно пункту 4 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния).

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"


2. Закон о лицензировании отдельных видов деятельности (согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом).

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"


3. Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (в соответствии с пунктом 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется указанным законом).

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"


4. Закон об иммунитете государства и его собственности (необходимость принятия указанного закона установлена статьей 127 Гражданского кодекса Российской Федерации).

5. Закон о порядке определения изъятых из оборота объектов (согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допустимо по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом).

6. Закон о видах имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (указанные виды имущества определяются законом согласно пункту 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).

7. Закон об ипотеке (согласно пункту 3 статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке).

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"


8. Закон о подрядах для государственных нужд (принятие указанного закона предусмотрено статьей 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).

9. Регламентируемые законом транспортные уставы и кодексы (необходимость регулирования такими законами общественных отношений, связанных с перевозкой, предусмотрена статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ГАРАНТ:

См. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ,

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"


10. Закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (необходимость принятия установлена статьей 788 Гражданского кодекса Российской Федерации).

11. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности (принятие предусмотрено пунктом 3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).

12. Закон о взаимном страховании (согласно пункту 2 статьи 968 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с указанным Кодексом законом о взаимном страховании).

Что касается необходимости разработки законопроекта о доверительном управлении денежными средствами и законопроекта о ценных бумагах (об отдельных видах ценных бумаг) (пункт "б" ориентировочного перечня предлагаемых к разработке законопроектов, содержащегося в письме Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 27.02.98 N ВБ-П18-22) следует иметь в виду следующее.

Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрена возможность доверительного управления денежными средствами. Порядок осуществления доверительного управления имуществом, в том числе денежными средствами, определен главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и необходимость принятия специального закона, определяющего общий порядок доверительного управления денежными средствами, на наш взгляд, не вытекает из Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отношении принятия закона об отдельных видах ценных бумаг следует учитывать следующее.

Согласно статье 143 Гражданского кодекса Российской Федерации к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Полагаем, что отношения связанные с выпуском, обращением отдельных видов ценных бумаг полностью урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", особенности регулирования отношений связанных с выпуском государственных ценных бумаг нашли отражение в проекте федерального закона об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Исходя из вышесказанного считаем, что принятие специального закона об отдельных видах ценных бумаг возможно в случае возникновения необходимости выпуска в обращение нового, не предусмотренного законодательством, вида ценных бумаг. Полагаем, что в настоящий момент такой необходимости нет и принятие закона по этому вопросу не требуется.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"


М.М.Задорнов



Письмо Минфина РФ от 1 апреля 1998 г. N 19-15/1Г


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.