Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N ВКПИ07-40 Суд признал Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в оспариваемой части не противоречащими действующему законодательству, поскольку они не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции и официально опубликованы для всеобщего сведения

Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N ВКПИ07-40


Именем Российской Федерации


Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Ш. о признании недействующим абзаца первого пункта 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в части расчетов размера субсидий для граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а"-"д" и "ж" пункта 5 указанных Правил, установила:

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать незаконным абзац первый пункта 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку он противоречит ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

По мнению заявителя, в данном абзаце при расчете размера субсидии для граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а"-"д" и "ж" пункта 5 Правил, предусмотрен норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, который не позволяет приобрести военнослужащим жилое помещение в г. Москве. Это положение противоречит ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гарантирующей военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение.

Ш. также считает, что разделение Правилами военнослужащих на различные категории с предоставлением им соответственно и разных сумм субсидий на приобретение жилья, нарушает права и интересы тех, кто не в состоянии приобрести по жилищному сертификату квартиру из-за недостаточности выделенных денежных средств.

В возражениях на заявление представители Правительства Российской Федерации М., Б. и К., полагая, что указанная в заявлении Ш. норма постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 не противоречит действующему законодательству, просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

Учитывая факт своевременного оповещения Ш. о дате, времени и месте судебного заседания, отсутствие от него сведений о причине неявки в суд, а также мнение лиц, участвующих в деле, рассмотрение заявления Ш. произведено в его отсутствие.

В судебном заседании представители Правительства РФ М., Б. и К. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении.

При этом они поддержали возражения на заявление Ш., заявив, что доводы заявителя относительно обязанности государства создать условия для приобретения жилья военнослужащими только за счет средств безвозмездной субсидии, без привлечения собственных или кредитных ресурсов, необоснованны, так как сами по себе субсидии являются лишь способом оказания помощи гражданам в покупке жилья со стороны государства. Соглашаясь на участие в Программе, Ш. избрал способ реализации права на жилище путем приобретения жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии, удостоверенной государственным жилищным сертификатом.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина О.В., полагавшего необходимым заявителю в удовлетворении его требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Ш. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется ГЖС.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" (в редакции от 22 июля 2002 года N 770) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Абзацем 1 пункта 14 статьи 15 и абзацем 3 пункта 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данными нормами законов постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Это постановление Правительства РФ официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 27 марта 2006 года (N 13, ст. 1405) и в "Российской газете" - 5 апреля 2006 года (N 69).

Таким образом, оспариваемое Ш. постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции РФ официально опубликовано для всеобщего сведения.

Из содержания оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 следует, что утвержденные Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими-гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации, а также пунктами 2 и 6 Правил определено, что предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения, а участие в подпрограмме является добровольным.

С учетом этого следует признать, что гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно. Государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения с полной оплатой его стоимости за счет средств федерального бюджета. Гражданин не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств. В случае если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить свою жилищную проблему и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, как очередник на получение жилья на условиях социального найма. Закрепив за гражданами - участниками подпрограммы право на получение за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья посредством сертификата, Подпрограмма не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Утверждение Ш. о том, что пунктом 15 Правил нарушается равенство прав и свобод военнослужащих, является ошибочным.

Действительно этим пунктом предусмотрены различные подходы к учету стоимости 1 кв. м общей площади жилья при расчете размера субсидии гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а"-"д", "ж" с одной стороны и в подпунктах "е" и "з" пункта 5 Правил с другой стороны.

Однако это обстоятельство обусловлено не произвольным усмотрением Правительства РФ, а требованиями действующих Федеральных законов от 15 мая 1991 года N 1244-1 и от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, которыми предусмотрены особые правила расчета субсидий соответственно участникам ликвидации последствий радиационных аварий (катастроф) и гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Ссылка Ш. в заявлении на то, что он не смог купить жилье в г. Москве из-за недостаточности размера субсидии, которая была выделена ему по сертификату и это обстоятельство находится в противоречии с той гарантией, которая установлена в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", является ошибочной.

Этой нормой закона реализация гарантии предоставления военнослужащим жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение неразрывно связана (абзац первый пункта 1 ст. 15) с порядком и условиями, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым, в частности, относятся и утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемая Ш. правовая норма, абзац 1 пункта 15 Правил, соответствует указанным выше федеральным законам и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан, а постановление Правительства РФ, утвердившего# Правила, принято в пределах его компетенции и официально опубликовано для всеобщего сведения, заявление Ш. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:

в удовлетворении заявления Ш. о признании недействующим абзаца первого пункта 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.



Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N ВКПИ07-40


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.