Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 794-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Крыловой Татьяны Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 794-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Крыловой Татьяны Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Т.М. Крыловой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. Гражданка Т.М. Крылова просит Конституционный Суд Российской Федерации признать не соответствующими статьям 2, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 7, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 24 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации положения подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

По мнению заявительницы, названные законоположения ограничивают право врачей-лаборантов центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, непосредственно выполняющих работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности, на досрочное назначение трудовой пенсии.

Как следует из представленных материалов, Т.М. Крылова с 25 февраля 1992 года по настоящее время работает врачом-лаборантом в Ульяновском областном центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Полагая, что работа в указанной должности должна давать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", она обратилась с соответствующим заявлением в управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району города Ульяновска, которое отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии, не засчитав в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку N 2, период ее работы в качестве врача-лаборанта.

Ленинский районный суд города Ульяновска решением от 26 марта 2004 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 8 июня 2004 года и определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2006 года, в удовлетворении требований Т.М. Крыловой также отказал на том основании, что не был документально доказан факт ее работы как врача-лаборанта Ульяновского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями с микроорганизмами 1-2 групп опасности либо факт постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени в учетном периоде (год, месяц) на работах с материалами, подозрительными на зараженность микроорганизмами 1-2 групп опасности (патогенности), по которым зараженность микроорганизмами 1-2 групп опасности установлена.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

2.1. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом затрагиваются конституционные права и свободы и закон применен или подлежит применению в конкретном деле заявителя, что должно быть подтверждено копией официального документа.

Как следует из приложенных к жалобе документов, оспариваемая Т.М. Крыловой норма подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в ее деле не применялась, следовательно, в этой части ее жалоба не может быть признана допустимой.

2.2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Федеральный законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Оспариваемое заявительницей положение подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающее назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, направлено на их льготное пенсионное обеспечение и потому само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.

В соответствии с названным подпунктом во взаимосвязи с пунктом 23200000-1754б раздела XXXIII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10) и пунктом 3 разъяснения Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991 года N 52 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10" право на трудовую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного возраста - мужчины по достижении 55 лет и женщины по достижении 50 лет - имеют работники (независимо от наименования должности), непосредственно выполняющие работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности, а также работники (независимо от наименования должности), занятые на работах с материалами, подозрительными на зараженность микроорганизмами 1-2 групп опасности (патогенности), - при том что они постоянно заняты в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени в учетном периоде) на работах с материалами, по которым установлена зараженность микроорганизмами 1-2 групп опасности (патогенности). При этом должны быть подтверждены соответствующими документами обстоятельства, касающиеся определения группы патогенности микроорганизмов, с которыми ведутся работы, и условий, отвечающих требованию о постоянной занятости на работах с материалами, по которым установлена зараженность микроорганизмами 1-2 групп опасности (патогенности).

Таким образом, действующее правовое регулирование, вопреки утверждению заявительницы, не предусматривает ограничение права работников, непосредственно выполняющих работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в зависимости от наименования занимаемой должности.

Разрешение же вопроса о том, относится ли заявительница к данной категории работников, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, от чего Конституционный Суд Российской Федерации в силу статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" при осуществлении конституционного судопроизводства обязан воздерживаться во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Кроме того, утверждая, что право на досрочное назначение трудовой пенсии должно распространяться на работников, занятых на работах с материалами, подозрительными на зараженность микроорганизмами 1-2 групп опасности, без учета рабочего времени, заявительница фактически ставит вопрос об изменении действующей системы досрочного пенсионного обеспечения, разрешение которого не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой законодателя.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Крыловой Татьяны Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель Конституционного
Суда Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 794-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Крыловой Татьяны Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"


Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 1


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.