Решение Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1502 Ответы Президента РФ на встрече с рабочими, а также в ходе прямого теле- и радиоэфира не могут рассматриваться как использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, выразившееся в незаконной предвыборной агитации

Решение Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1502

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 ноября 2007 г. N КАС07-681 настоящее решение оставлено без изменений


Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова

при секретаре Е.Н. Бараненко

с участием прокурора В.А. Кротова

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" об отмене регистрации зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Путина Владимира Владимировича, установил:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 26 октября 2007 г. зарегистрировала федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутый Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (Постановление N 47/375-5). В общефедеральную часть федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", включен кандидат Владимир Владимирович Путин, являющийся Президентом Российской Федерации.

Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене регистрации зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Путина Владимира Владимировича.

Как указывает заявитель, зарегистрированный кандидат использует преимущества своего должностного положения, что является основанием для отмены регистрации кандидата.

В обоснование заявленных требований "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" сослался на действия сотрудников органов внутренних дел, направленных на изъятие агитационного печатного материала, который был заказан Партией. Данные факты имели место в ряде регионов Российской Федерации и свидетельствуют о спланированном и осознанном давлении на оппозиционную политическую партию со стороны руководимых Президентом Российской Федерации органов внутренних дел, нарушают право Партии на участие в свободных и демократических выборах.

Помимо этого, по центральным каналам телевидения прошел отчет о встрече Путина В.В. с автодорожниками, занятыми на строительстве участка объездной магистрали вокруг Красноярска. Выступление Путина В.В. следует рассматривать как предвыборную агитацию во время служебной командировки должностного лица, при условии отсутствия оплаты из средств специального избирательного фонда.

В суде представители "СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ" Надеждин Б.Б. и Тамурка А.В. дополнили заявленные требования фактом нарушения кандидатом Путиным В.В. избирательного законодательства в ходе прямого теле- и радиоэфира ("Прямая линия с Президентом России") 18 октября 2007 г.

Представители заинтересованных лиц ЦИК России Гришина И.Е., Кисин А.А., Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Плигин В.Н., Костенко С.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что целью поездки Президента России в г. Красноярск являлось рассмотрение вопроса о развитии транспортной инфраструктуры. В выступлении Путина В.В. отсутствуют признаки предвыборной агитации.

В ходе прямого теле- и радиоэфира ("Прямая линия с Президентом России") 18 октября 2007 г. также отсутствуют признаки предвыборной агитации, осуществляемой с использованием преимуществ должностного положения. Данное обстоятельство было предметом рассмотрения рабочей группы ЦИК России.

Что касается доводов о фактах изъятия агитационного печатного материала сотрудниками органов внутренних дел, то заявителем не приведено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что они проводились с ведома или по указанию кандидата В.В. Путина.

Зарегистрированный кандидат Путин В.В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.

Выслушав объяснения представителей Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" Надеждина Б.Б., Тамурки А.В., заинтересованных лиц ЦИК России Гришиной И.Е., Кисина А.А., Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Плигина В.Н., Костенко С.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (пункт 2 части 9 статьи 91).

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещает кандидатам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, кандидатам, находящимся на государственной или муниципальной службе либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, при проведении своей избирательной кампании использовать преимущества своего должностного или служебного положения, и раскрывает, что следует понимать под использованием преимуществ должностного или служебного положения (пункты 1 и 5 статьи 40).

В частности, под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.

При этом соблюдение перечисленных в настоящем Федеральном законе ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению им своих обязанностей перед избирателями (часть 6 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Зарегистрированный кандидат Путин В.В. является главой государства.

13 ноября 2007 г. состоялась встреча Президента России с автодорожниками, занятыми на строительстве участка объездной магистрали вокруг Красноярска, где проходило заседание Государственного совета по вопросам развития транспортной инфраструктуры страны.

Как следует из стенографического отчета о встрече, Президент России, отвечая на поставленные вопросы, объяснил причины, по которым он оказался во главе федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Доводы "СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ" о наличии предвыборной агитации во время встречи Президента России с автодорожниками, занятыми на строительстве участка объездной магистрали вокруг Красноярска и в ходе прямого теле- и радиоэфира, являются несостоятельными.

Предвыборная агитация - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (пункт 2 статьи 48).

Конституционный Суд Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова отметил, что поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать "за" или "против", то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению (постановление от 30 октября 2003 г. N 15-П).

Цель поездки Президента России в г. Красноярск 13 ноября 2007 г. не связана с предвыборной деятельностью, точно также как и прямой теле- и радиоэфир ("Прямая линия с Президентом России") 18 октября 2007 г., такая форма общения Президента России имеет свои традиции на протяжении ряда лет. Исходя из контекста стенографического отчета, ответы Президента России Путина В.В. на встрече с автодорожниками, занятыми на строительстве участка объездной магистрали вокруг Красноярска, и в ходе прямого теле- и радиоэфира ("Прямая линия с Президентом России"), не могут рассматриваться как использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, выразившееся в незаконной предвыборной агитации.

Заявления "СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ" о причастности зарегистрированного кандидата к действиям сотрудников органов внутренних дел по изъятию агитационного печатного материала не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Представители "СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ" не отрицали, что данные утверждения основаны на предположении, исходят из правового положения Президента России, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, его полномочиях по руководству некоторыми федеральными органами исполнительной власти, закрепленными в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации".

Между тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют сами по себе об использовании кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Представитель ЦИК России Гришина И.Е. пояснила суду, что на обращение Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" в ЦИК России от 2 ноября 2007 г. в связи с пресечением распространения агитационного материалы "Проблема N 1" в Омской области после проведенной проверки Избирательной комиссии области было дано указание о незамедлительном принятии мер к возврату ошибочно изъятого материала.

Постановлением ЦИК России от 7 ноября 2007 г. N 54/449-5 признана необоснованной жалоба заявителя на постановление Избирательной комиссии Красноярского края от 26 октября 2007 г. N 14/102, в соответствии с которым краевая избирательная комиссия обратилась в ГУВД края с представлением о пресечении распространения печатного агитационного материала "Проблема N 1".

Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" в случае несогласия с принятыми решениями либо действиями сотрудников органов внутренних дел вправе в установленном порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" об отмене регистрации зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Путина Владимира Владимировича - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.


Судья Верховного Суда Российской Федерации 

Н.С. Романенков


Решение Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1502


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 ноября 2007 г. N КАС07-681 настоящее решение оставлено без изменений

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение