Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2007 г. N 33-Г07-16 Суд отказал в признании незаконным постановления избирательной комиссии субъекта РФ, поскольку при исчислении результатов выборов депутатов законодательного органа субъекта РФ не были допущены нарушения федерального или областного законодательства, определяющие порядок расчетов, а перечисленные заявителем обстоятельства не мешали определить действительную волю избирателей при проведении выборов

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2007 г. N 33-Г07-16


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" на решение Ленинградского областного суда от 7 августа 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" Окуловой Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:

Избирательное объединение Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" обратилось в суд с заявлением от 28 апреля 2007 г. со следующими требованиями: отменить решение Избирательной комиссии Ленинградской области о результатах выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва и распределении депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями; установить число голосов избирателей, поданных за список региональное отделение Ленинградской области Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" равным 7% от числа избирателей, принявших участие в голосовании по общеобластному избирательному округу по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва; обязать Избирательную комиссию Ленинградской области произвести перераспределение депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями с учетом результата 7% голосов, поданных за региональное отделение Ленинградской области Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ".

В обоснование требований представитель избирательного объединения указал, что Избирательной комиссией при установлении процентного соотношения числа голосов избирателей, поданных за список кандидатов избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" был нарушен используемый для всех других избирательных объединений порядок и принцип определения результатов голосования. В результате неправильного округления числа (математическая ошибка) Избирательной комиссией Ленинградской области установлено, что за избирательное объединение Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 6,99% избирателей, принявших участие в голосовании. При правильном применении математического правила округления при расчете процентного соотношения полученный результат (6,997172761%) надлежало округлить до 7%.

Перечисленные нарушения привели к недостоверному определению результатов выборов, нарушено волеизъявление избирателей; избирательное объединение незаконно лишено возможности участвовать в распределении депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу. По мнению представителя допущенные нарушения согласно п. 3 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ являются основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов.

23 мая 2007 г. избирательное объединение Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" обратилась в суд с заявлением со следующими требованиями: признать недействительными повторные протоколы участковых избирательных комиссий NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 об итогах голосования; признать недействительным протокол Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района о результатах выборов; отменить решение Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района о результатах выборов по Выборгскому, Каменногорскому и Рощинскому избирательным округам; отменить решение Избирательной комиссии Ленинградской области о результатах выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями; установить итоги выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва по общеобластному избирательному округу в УИК NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 по первоначальным итоговым протоколам и обязать Избирательную комиссию Ленинградской области внести соответствующие изменения в итоги выборов и перераспределение депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями.

В обоснование данных требований представитель избирательного объединения сослался на то, что решение Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района от 14.03.2007 г. о проведении повторного подсчета голосов на десяти избирательных участках NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 принято с нарушением требований ч.ч. 1, 15 ст. 43 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" ч. 9 ст. 69, ч. 1 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В нарушение ч. 16 ст. 43 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" о проведении повторного подсчета голосов участковыми избирательными комиссиями не были надлежащим образом извещены все заинтересованные лица. В результате, при проведении повторного подсчета голосов не присутствовали наблюдатели и представители избирательного объединения.

В результате повторного подсчета голосов избирателей на указанных избирательных участках дополнительно были признаны недействительными 34 бюллетеня, из них 29 бюллетеней с голосами избирателей, проголосовавших за избирательное объединение Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ".

По мнению представителя избирательного объединения "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" с учетом положений ч. 17 ст. 68 Федерального закона N 67-ФЗ правомерность такого решения вызывает сомнения, причины такого решения непонятны.

В нарушение ч. 9 ст. 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на протоколах участковых избирательных комиссий осуществивших повторный подсчет голосов, отсутствует отметка "повторный подсчет голосов".

Допущенные нарушения, привели к ошибочному и недостоверному определению результатов волеизъявления граждан при повторном подсчете голосов, что дает основания суду применить положения п. 3 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Определением суда от 18 июня 2007 г. гражданские дела по указанным заявлениям избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" объединены в одно производство.

В ходе судебного разбирательства избирательным объединением Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ", в порядке ст. 39 ГПК РФ, 1 августа 2007 г. подано заявление, в котором уточнены, дополнены и сформулированы предъявляемые в суд требования; в данном заявлении избирательное объединение Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" просило суд:

признать Постановление Избирательной комиссии Ленинградской области об установлении общих результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области четвертого созыва в части общеобластного избирательного округа незаконным,

отменить результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области четвертого созыва и распределения депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями,

признать действия Избирательной комиссии Ленинградской области по подведению итогов голосования и определению результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области четвертого созыва и распределению депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями в части определения процентного соотношения от числа избирателей, принявших участие в голосовании и числа проголосовавших избирателей за избирательное объединение Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" незаконными,

обязать Избирательную комиссию Ленинградской области произвести "повторное определение процентного соотношения от числа избирателей, принявших участие в голосовании и числа проголосовавших избирателей за Избирательное объединение Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" на основании того же математического правила округления чисел с детализацией до двух знаков после запятой, при котором ко второй цифре после запятой прибавляется единица, если третья цифра равна или больше пяти, примененного для всех других избирательных объединений, участвующих в выборах,

признать решение N 71 от 14 марта 2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Выборгского одномандатного избирательного округа N 1, Каменногорского одномандатного избирательного округа N 2, Рощинского одномандатного избирательного округа N 3 о проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 незаконным,

признать решение N 72 от 15 марта 2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Выборгского одномандатного избирательного округа N 1 о результатах повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках NN 234, 238, 248, 260 Выборгского одномандатного избирательного округа N 1 незаконным,

признать решение N 73 от 15 марта 2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Каменногорского одномандатного избирательного округа N 2 о результатах повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках NN 268, 285, 291, 293 Каменногорского одномандатного избирательного округа N 2 незаконным,

признать решение N 74 от 15 марта 2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Рощинского одномандатного избирательного округа N 3 о результатах повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках NN 302, 303 по Рощинскому одномандатному избирательному округу N 3 незаконным,

признать действия участковых избирательных комиссий NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 по опечатыванию и упаковыванию бюллетеней незаконными, признать действия участковых избирательных комиссий NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 по проведению повторного подсчета голосов незаконными,

обязать Избирательную комиссию Ленинградской области повторно подвести итоги голосования и определить результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области четвертого созыва на основании Протокола N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Выборгского избирательного округа N 1 от 12 марта 2007 г., Протокола N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Каменногорского избирательного округа N 2 от 12 марта 2007 года и Протокола N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Рощинского избирательного округа N 3 от 12 марта 2007 г.,

обязать Избирательную комиссию Ленинградской области после повторного подведения итогов голосования и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области четвертого созыва перераспределить депутатские мандаты по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями.

В этом же заявлении представитель избирательного объединения дополнительно указал, что соблюдение единых принципов расчета при определении результатов голосования является соблюдением принципа равного избирательного права. Наличие в законе Ленинградской области ограничений, выраженных в конкретных числах, не означает, что правила математического округления должны быть различны.

По мнению представителя избирательного объединения участковыми избирательными комиссиями NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 не были приняты надлежащие меры для обеспечения сохранности бюллетеней в неприкосновенности, что также дает основания считать недостоверным повторную сортировку бюллетеней и подсчет голосов избирателей.

Определением Ленинградского областного суда от 7 августа 2007 г. производство по настоящему делу в части требований заявителя об отмене распределения депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями, о признании действий Избирательной комиссии Ленинградской области по распределению депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями в части определения процентного соотношения от числа избирателей, принявших участие в голосовании и числа проголосовавших избирателей за избирательное объединение Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ", об обязании Избирательной комиссии Ленинградской области распределить депутатские мандаты по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями после повторного подведения итогов голосования и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области четвертого созыва, прекращено за неподведомственностью дела суду.

В судебном заседании представитель избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" просила удовлетворить требования, изложенные в заявлении от 1 августа 2007 г. по тем основаниям, которые изложены в заявлениях от 28 апреля 2007 г., от 23 мая 2007 г. и от 1 августа 2007 г.

Представитель считает, что в областном законодательстве не установлен порядок определения процентного соотношения голосов (порядок расчета и округления). Поэтому должен был применяться единый порядок для расчета и округления для всех избирательных объединений с соблюдением математических правил. В нарушение ч. 9 ст. 69 и ч. 1 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ Территориальная избирательная комиссия Выборгского муниципального района приняла решение о проведении повторного подсчета голосов 14 марта 2007 г. после установления итогов голосования на своей территории по общеобластному избирательному округу 12 марта 2007 г. и с пропуском установленного трехдневного срока.

Представитель полагает, что участковыми избирательными комиссиями были нарушены требования к опечатыванию и хранению упаковок избирательных бюллетеней, предусмотренные п. 23 ст. 68 Федерального закона N 67-ФЗ. В ходе судебного разбирательства, по мнению представителя, выявлены и иные допущенные данными избирательными комиссиями, нарушения, а именно: гашение недействительных бюллетеней, наличие в первичных и повторных протоколах участковых избирательных комиссий помарок и исправлений, наличие различных по форме подписей под одними и теми же фамилиями членов комиссий (NN 248, 293, 302), наличие разного цвета печатей и отметок, сделанными различными ручками, на бюллетенях. Таким образом, один из протоколов является недействительным согласно п. 27 ст. 68 Федерального закона N 67-ФЗ.

Перечисленные нарушения, по мнению представителя, не дают возможности утверждать о действительности воли избирателей, выявленной при повторном подсчете.

Решением Ленинградского областного суда от 7 августа 2007 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, по изложенным в указанных нормах основаниям. В частности, решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено вследствие нарушения подсчета голосов, определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Областным законом от 1.08.2006 г. N 77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" установлен порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 закона Ленинградской области N 16-оз от 27.02.2004 г. "Об избирательной комиссии Ленинградской области" при проведении выборов в Законодательное собрание Ленинградской области избирательная комиссия Ленинградской области является избирательной эмиссией#, организующей выборы.

В соответствии с ч. 3. ст. 2 областного закона N 77-оз выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области осуществляются на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы, а именно:

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 3


50 процентов (25 депутатов) от установленного числа депутатов Законодательного собрания избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на один одномандатный избирательный округ;

50 процентов (25 депутатов) от установленного числа депутатов Законодательного собрания избираются по общеобластному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за общеобластные списки кандидатов (далее - списки кандидатов) в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Согласно ст.ст. 41, 42, 43 областного закона N 77-оз после подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями составляются: протокол N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу на избирательном участке и протокол N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу на избирательном участке.

Окружная избирательная комиссия (не позднее чем через три дня со дня (голосования#) на основании протоколов N 1 участковых избирательных комиссий об итогах голосования составляет протокол N 1 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу, а на основании протоколов N 2 соответствующих участковых комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия составляет протокол N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу на соответствующей территории (ч.ч. 1, 5, 7 ст. 43 областного закона N 77-оз).

В части 15 ст. 43 областного закона N 77-оз предусмотрено, что при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковых комиссий, окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.

В таком случае повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса участковой комиссией или окружной избирательной комиссией обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в Федеральном законе, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "повторный подсчет голосов". Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов и составления ею протоколов об итогах голосования, о результатах выборов. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться Избирательной комиссией Ленинградской области до определения общих результатов выборов (ч. 16 ст. 43 областного закона N 77-оз). На основании протоколов N 2 об итогах голосования, полученных непосредственно из окружных избирательных комиссий Избирательная комиссия Ленинградской области определяет результаты выборов по общеобластному избирательному округу (ч. 1 ст. 44 областного закона N 77-оз).

Общие результаты выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области устанавливаются Избирательной комиссией Ленинградской области не позднее чем через пять дней после проведения данных выборов и не позднее чем через 7 дней публикует их в печати (ч. 1 ст. 45 областного закона N 77-оз).

Согласно ч. 3 ст. 44 областного закона N 77-оз к распределению мандатов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области допускаются списки кандидатов, получившие на выборах по общеобластному избирательному округу не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Как видно из материалов дела и установлено судом 11 марта 2007 г. состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва.

После проведения подсчета голосов по общеобластному избирательному округу участковыми избирательными комиссиями (УИК) NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 были составлены и подписаны 11 марта 2007 г. протоколы N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу на соответствующих участках, в которых было отражено количество бюллетеней, признанных недействительными, а именно: УИК N 234 признано недействительными 12 бюллетеней, УИК N 238 признано недействительными 19 бюллетеней, УИК N 248 признано недействительными 7 бюллетеней, запись содержит исправления, УИК N 260 признан недействительным 1 бюллетень, запись исправлена, УИК N 268 признано недействительными 16 бюллетеней, УИК N 285 признано недействительными 20 бюллетеней, УИК N 291 признано недействительными 15 бюллетеней, УИК N 293 признано недействительными 26 бюллетеней, УИК N 302 признано недействительными 36 бюллетеней, УИК N 303 признано недействительными 39 бюллетеней, запись исправлена.

На основании, в том числе, и названных протоколов N 2 участковых избирательных комиссий NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303, Территориальная избирательная комиссия Выборгского района с правами окружной избирательной комиссии Выборгского одномандатного избирательного округа N 1, окружной избирательной комиссии Каменногорского одномандатного избирательного округа N 2, окружной избирательной комиссии Рощинского одномандатного избирательного округа N 3 (Постановление Избирательной комиссии Ленинградской области N 62/486 от 16.11.2006 г.) составила и подписала 12 марта 2007 г. 3 протокола N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу по соответствующим округам: по Выборгскому избирательному округу N 1, по Каменногорскому избирательному округу N 2, по Рощинскому избирательному округу N 3.

Согласно протоколу N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Выборгского избирательного округа N 1 от 11 марта 2007 г., подписанного 12 марта 2007 г., число недействительных бюллетеней составило 398, за региональное отделение политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 1371 избирателей.

Согласно протоколу N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Каменногорского избирательного округа N 2 от 11 марта 2007 г., подписанного 12 марта 2007 г., число недействительных бюллетеней составило 383, за региональное отделение политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 1298 избирателей.

Согласно протоколу N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Рощинского избирательного округа N 3 от 11 марта 2007 г., подписанного 12 марта 2007 г., число недействительных бюллетеней составило 680, за региональное отделение политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 1070 избирателей.

Решениями NN 66-68 Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с правами окружных избирательных комиссий (по Выборгскому избирательному округу N 1, по Каменногорскому избирательному округу N 2, по Рощинскому избирательному округу N 3) от 12 марта 2007 г. выборы по общеобластному округу в названных выше округах признаны состоявшимися.

14 марта 2007 г. в Избирательную комиссию Ленинградской области поступило заявление представителя избирательного объединения Ленинградского регионального отделения ЛДПР на нарушения избирательного законодательства, которые были допущены на некоторых избирательных участках. В тот же день обращение было направлено на рассмотрение председателю Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района.

Рассмотрев данное заявление Территориальная избирательная комиссия Выборгского муниципального района на основании п. 15 ст. 43 областного закона N 77-оз 14 марта 2007 г. приняла решение N 71 о проведении повторного подсчета голосов избирателей по одномандатным округам и общеобластному округу на избирательных участках NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303.

После проведения повторного подсчета голосов по общеобластному избирательному округу участковыми избирательными комиссиями (УИК) NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 были составлены и подписаны 14-15 марта 2007 г. протоколы N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу на соответствующих участках, в которых было отражено количество бюллетеней, признанных недействительными, а именно:

УИК N 234 признано недействительными 14 бюллетеней (на 2 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 238 признано недействительными 22 бюллетеней# (на 3 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 248 признано недействительными 10 бюллетеней (на 3 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 260 признано недействительными 5 бюллетеней (на 4 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 268 признано недействительными 20 бюллетеней (на 4 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 285 признано недействительными 28 бюллетеней (на 8 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 291 признано недействительными 16 бюллетеней (на 1 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 293 признано недействительными 30 бюллетеней (на 4 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 302 признано недействительными 39 бюллетеней (на 3 больше чем при первичном подсчете голосов избирателей),

УИК N 303 признано недействительными 39 бюллетеней.

На всех перечисленных протоколах имеется отметка: "Повторный подсчет голосов".

Таким образом, при повторном подсчете голосов дополнительно признано недействительными 32 избирательных бюллетеня.

Решением N 72 от 15 марта 2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с правами окружной избирательной комиссии Выборгского одномандатного избирательного округа N 1 признаны действительными повторные протоколы составленные после повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках NN 234, 238, 248, 260 по общеобластному округу, утверждено число голосов избирателей по избирательным участкам по общеобластному списку.

Согласно протоколу N 2 (с отметкой "повторный") об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Выборгского избирательного округа N 1 от 11 марта 2007 г., подписанного 15 марта 2007 г. число недействительных бюллетеней составило 410, за региональное отделение политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 1361 избирателей.

Решением N 73 от 15 марта 2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с правами окружной избирательной комиссии Каменногорского одномандатного избирательного округа N 2 признаны действительными повторные протоколы составленные после повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках NN 268, 285, 291, 293 по общеобластному округу, утверждено число голосов избирателей по соответствующим избирательным участкам по общеобластному округу.

Согласно протоколу N 2 (с отметкой "повторный") об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Каменногорского избирательного округа N 2 от 11 марта 2007 г., подписанного 16 марта 2007 г. (в 17 часов) число недействительных бюллетеней составило 400, за региональное отделение политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 1283 избирателей.

Решением N 74 от 15 марта 2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с правами окружной избирательной комиссии Рощинского одномандатного избирательного округа N 3 признаны действительными повторные протоколы составленные после повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках NN 302, 303 по общеобластному округу и утверждено число голосов избирателей по соответствующим избирательным участкам по общеобластному избирательному округу.

Согласно протоколу N 2 (с отметкой "повторный") об итогах голосования по общеобластному избирательному округу территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Рощинского избирательного округа N 3 от 11 марта 2007 г., подписанного 15 марта 2007 г. число недействительных бюллетеней составило 684, за региональное отделение политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 1070 избирателей.

Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области N 184/670 от 16 марта 2007 г. установлены общие результаты выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва, а именно: выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва по общеобластному избирательному округу признаны действительными (п. 1); утвержден протокол Избирательной комиссии Ленинградской области о результатах выборов и распределении депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями (п. 2 и приложение N 1); утверждена сводная таблица Избирательной комиссии Ленинградской области об итогах голосования в окружных избирательных комиссиях по общеобластному избирательному округу и приложение к ней (п. 3 и приложение N 2).

В соответствии с протоколом Избирательной комиссии Ленинградской области о результатах выборов и распределении депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу от 16.03.2007 г., подписанному 16 марта 2007 г. в 19 часов 30 минут за список кандидатов избирательного объединения Региональное отделение Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 28907 избирателей, что составило 6,99% от числа избирателей, принявших участие в голосовании; число недействительных бюллетеней составило 16346.

Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области N 91/716 от 1 июня 2007 г. внесены изменения в строку 19 протокола Избирательной комиссии Ленинградской области о результатах выборов и распределении депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу между избирательными объединениями и в строку 19 сводной таблицы об итогах голосования в окружных избирательных комиссиях по общеобластному избирательному округу, слова "Региональное отделение Ленинградской области политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" заменены на слова "Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ".

Результаты выборов, установленные Избирательной комиссией Ленинградской области, опубликованы в надлежащем порядке, что участниками процесса не оспаривается.

15 марта 2007 г. представителем Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" Жабинской Т.И. подана жалоба в Территориальную избирательную комиссию Выборгского муниципального района о необоснованном признании части избирательных бюллетеней при повторном подсчете голосов недействительными. Ответ на данную жалобу от председателя названной избирательной комиссии получен 19 марта 2007 г.

16 марта 2007 г. представителем избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" направлена жалоба о нарушениях допущенных избирательными комиссиями при проведении повторного подсчета голосов на избирательных участках NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302 и 303, а также непосредственно в Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района. Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 16 марта 2007 г. N 84/671 жалоба названного избирательного объединения оставлена без удовлетворения.

Через 10 дней после опубликования результатов выборов деятельность участковых избирательных комиссий прекращена на основании ч. 1 ст. 16 областного закона N 11-оз.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного закона следует читать как "77-оз"


Суд правильно признал действия Избирательной комиссии Ленинградской области по направлению заявления полномочного представителя избирательного объединения Ленинградского регионального отделения ЛДПР на рассмотрение в Территориальную избирательную комиссию Выборгского муниципального района с правами окружной избирательной комиссии соответствующими требованиям ст. 23, п. 6 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ, ст.ст. 10, 11 областного закона N 77-оз, ст. 10 областного закона от 27.02.2004 г. "Об Избирательной комиссии Ленинградской области".

Территориальная избирательная комиссия Выборгского муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии, как правильно указал суд, была вправе рассмотреть названное заявление, в котором оспаривались действия участковых избирательных комиссий по подсчету голосов. Такие полномочия названной избирательной комиссии предоставлены п. 6 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ, ст. 10, п. 10 ч. 2 ст. 14 областного закона N 77-оз.

С учетом того, что в заявлении полномочного представителя Ленинградского регионального отделения ЛДПР содержались ссылки на конкретные нарушения, допущенные при подсчете голосов некоторыми конкретными участковыми избирательными комиссиями, то на основании ч.ч. 15 и 16 областного закона N 77-оз Территориальная избирательная комиссия Выборгского муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии была вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов на указанных в заявлении избирательных участках.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч.ч. 15 и 16 ст. 43


Довод заявителя о том, что решение N 71 Территориальной избирательной комиссии с правами окружной избирательной комиссии о проведении повторного подсчета голосов на некоторых избирательных участках в срок 14-15 марта 2007 г. принято 14 марта 2007 г. за пределами установленного ч. 1 ст. 43 областного закона 77-оз 3-хдневного срока для определения результатов выборов после дня голосования, правильно признан необоснованным.

Порядок, процедура и ограничения, которые должны быть соблюдены при проведении повторного подсчета голосов содержатся в специальных нормах: части 15 и 16 ст. 43 областного закона 77-оз. В данных нормах положение о необходимости соблюдения 3-хдневного срока со дня голосования при проведении повторного подсчета голосов отсутствует.

В тексте решения N 71 от 14.03.2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии указание о проведении повторного подсчета голосов в срок 14-15 марта 2007 г. отсутствует.

Проанализировав и оценив в совокупности положения ч.ч. 15, 16 ст. 43, ст. 44, ч. 1 ст. 45 областного законе# N 77-оз суд пришел к правильному выводу о том, что названная Территориальная избирательная комиссия Выборгского муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии по Выборгскому избирательному округу N 1, по Каменногорскому избирательному округу N 2 по Рощинскому избирательному округу N 3 была вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов на некоторых избирательных участках до установления итогов голосования и результатов выборов в целом по общеобластному избирательному округу. Названные же итоги голосования в целом по общеобластному избирательному округу и результаты выборов по общеобластному избирательному округу были установлены Избирательной комиссией Ленинградской области только 16 марта 2007 г.

В указанной части доводы заявителя, как обоснованно указал суд, сводятся к неверному толкованию положений ч. 9 ст. 69 и ч. 1-1 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ. Такое толкование дано и без учета положений областного закона N 77-оз от 1.08.2006 г. (в частности без учета ч.ч. 15, 16 ст. 43, ст. 44, ч. 1 ст. 45), определивших конкретный порядок подготовки и проведения выборов в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области.

Правильно признана неправомерной и необоснованной ссылка заявителя, как на обоснование своих требований, на определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 3.11.2003 г. по конкретному гражданскому делу, обстоятельства которого иные.

С учетом перечисленных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения N 71 от 14.03.2007 г. Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района Ленинградской области с правами окружной комиссии о проведении повторного подсчета голосов на избирательных участках NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303.

В результате исследования первичных протоколов N 2 участковых избирательных комиссий NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу от 11.03.2007 г., подписанных 11 марта 2007 г. в судебном заседании установлено, часть из названных протоколов имеет исправления с применением штрих-корректора, часть надписей и цифр в протоколах зачеркнута.

Однако данные обстоятельства, как правильно указал суд, не влияют на оценку правомерности проведения повторного подсчета голосов, по окончании которого были составлены и подписаны 14 или 15 марта 2007 г. другие протоколы N 2 - протоколы N 2 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу на соответствующих избирательных участках.

Довод заявителя о том, что избирательные бюллетени были упакованы и опечатаны названными выше участковыми избирательными комиссиями с нарушением требований ч. 23 ст. 68 Федерального закона 67-ФЗ проверялся судом и по изложенным в решении основаниям, правильно признан несостоятельным.

С учетом представленного реестра, показаний свидетелей, суд пришел к обоснованному выводу о том, что участковыми избирательными комиссиями были приняты необходимые меры для выполнения требований ч. 16 ст. 43 областного закона N 77-оз об извещении всех заинтересованных лиц о проведении повторного подсчета голосов на соответствующих участках. При изложенных обстоятельствах отсутствие части наблюдателей или членов комиссии с правом совещательного голоса при повторном подсчете голосов, как обоснованно указал суд, не свидетельствует о грубом нарушении избирательными комиссиями требований ч. 16 ст. 43 областного закона N 11-оз.

В судебном заседании 19 июня 2007 г. судом были осмотрены избирательные бюллетени для голосования по общеобластному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва 11 марта 2007 г., признанные недействительными участковыми избирательными комиссиями NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 в результате повторного подсчета голосов.

Исследовав и обозрев бюллетени, признанные недействительными участковыми избирательными комиссиями NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303, оценив согласно ст. 67 ГПК РФ показания допрошенных свидетелей, суд пришел к обоснованному выводу о том, что наличие отметок разного цвета в бюллетенях, наличие печатей различного оттенка и цвета, наличие отрезанных уголков в бюллетенях, не повлияло на правомерность признания перечисленных выше бюллетеней недействительными согласно ч. 17 ст. 68 Федерального закона N 67-ФЗ. Представитель заявителя не оспаривал правомерность признания конкретных перечисленных бюллетеней недействительными.

Не мешали перечисленные выше обстоятельства, как обоснованно указал суд, и определению действительной воли избирателей.

Отсутствие в копиях повторных протоколов N 2 участковых избирательных комиссий NN 234, 238, 248, 260, 268, 285, 291, 293, 302, 303 об итогах голосования по общеобластному избирательному округу от 11 марта 2007 г. (подписанных 15 марта 2007 г.), представленных в суд представителем избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ", отметки "повторный подсчет голосов", как правильно указал суд, не свидетельствует с достоверностью о том, что на подлинниках таких протоколов такая отметка также отсутствует, что и было установлено в ходе судебного разбирательства.

Суд также правильно исходил из того, что отсутствие таких отметок в названных протоколах N 2 может давать лишь основания для утверждения о невнимательности лиц, составлявших и подписывавших копии соответствующих протоколов N 2. Наличие помарок и исправлений (с применением штрих-корректора) в повторных протоколах N 2 участковых избирательных комиссий NN 234, 285, 291 не является правовым основанием для признания названных протоколов недействительным или для признания недействительными решений NN 72-73 Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района о результатах повторного подсчета голосов на соответствующих участках. Наличие подписей разной конфигурации одних и тех же членов участковых избирательных комиссий NN 248, 293, 302 в протоколах N 2 (в первичных и повторных) не является основаниям# для признания недействительными названных протоколов N 2 в соответствии с ч. 27 ст. 68 Федерального закона N 67-ФЗ.

По названным выше доводам изложенные обстоятельства, как правильно указал суд, не являются и# правовым основанием для признания незаконными решений NN 72-74 Территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с правами окружной избирательной комиссии по Выборгскому избирательному округу N 1, по Каменногорскому избирательному округу N 2, по Рощинскому избирательному округу N 3 от 15 марта 2007 г.

Довод заявителя о том, что Избирательной комиссией Ленинградской области при установлении процентного соотношения числа голосов избирателей, поданных за список кандидатов избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" нарушен используемый для всех других избирательных объединений порядок и принцип определения результатов голосования (установлено, что за избирательное объединение проголосовало 6,99% избирателей, принявших участие в голосовании, а не 7%, как надлежало бы округлить при правильном расчете), что привело к недостоверному определению результатов выборов и к нарушению волеизъявления избирателей, к лишению возможности избирательного объединения участвовать в распределении депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу правильно признан необоснованным.

Согласно ч. 4 ст. 74 Федерального закона N 67-ФЗ, ст. 48 закона Ленинградской области N 77-оз использование государственной автоматизированной системы "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом. Ввод в ГАС "Выборы" данных, содержащихся в протоколах комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, является обязательным. Данные о ходе и об итогах голосования полученные через ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией (за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов в порядке, установленном ч. 3 ст. 42 настоящего областного закона).

Федеральным законом N 20-ФЗ от 10.01.2003 г. регулируются в том числе отношения, возникающие при использовании ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума, при эксплуатации и развитии ГАС "Выборы". В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 10-ФЗ Избирательная комиссия субъекта РФ обеспечивает использование и эксплуатацию ГАС "Выборы" на территории субъекта РФ, представление соответствующей информации в Центральную избирательную комиссию с использованием ГАС "Выборы" в установленном порядке.

Информационный центр избирательной комиссии субъекта РФ является структурным подразделением аппарата этой комиссии и осуществляет эксплуатацию и развитие фрагмента ГАС "Выборы" (ст. 10 Федерального закона N 10-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 10-ФЗ документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами (п. 1). Электронный документ, подготовленный с использованием ГАС "Выборы", приобретает юридическую силу после его подписания электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц (п. 2), протокол, сводная таблица об итогах голосования, иные сводные документы, подготовленные в электронном виде с использованием ГАС "Выборы", приобретают юридическую силу в порядке, установленном п. 2 настоящей статьи, после обязательной проверки в установленном порядке с помощью открытых ключей электронных цифровых подписей подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный# (п. 3).

Судом установлено и следует из материалов дела, что определение итогов голосования и результатов выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва (в том числе и по единому общеобластному округу) проводилось с использованием ГАС "Выборы".

В ст. 44 областного закона N 77-оз устанавливающей порядок определения результатов выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области по общеобластному избирательному округу, не отражен конкретный порядок исчисления процентного соотношения числа голосов избирателей, поданных за избирательное объединение. В данной норме отсутствует и указание о применении какого-либо порядка округления при исчислении названного процентного соотношения.

В ответе от 30.07.2007 г. N 05-17/2780 Центральной избирательной комиссии Российской Федерации разъяснено, что в действующей версии программного обеспечения ГАС "Выборы" применяются общие правила математического округления до двух знаков после запятой (если третья цифра после запятой больше либо равна 5, то ко второй цифре добавляется единица; если третья цифра меньше 5, то вторая цифра не меняется), при исчислении показателей (в том числе и процентов), не имеющих юридических последствий, и не округляются в силу закона числа в случаях, когда применение правил математического округления может исказить юридически значимую информацию и повлиять на результаты выборов. С учетом требований ч. 3 ст. 44 закона Ленинградской области правила математического округления не должны применяться в случае, когда избирательному объединению до установленного законом процентного барьера не хватило какой-либо доли процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании. То есть 6,99% не может быть округлено до 7%. В этом случае в соответствующей строке указывается - 6,99%.

Судом установлено и участниками процесса не оспаривалось, что в абсолютном исчислении Избирательному объединению Политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" для прохождения 7% барьера (ч. 3 ст. 44 закона Ленинградской области) нехватило# 12 голосов избирателей.

При такой ситуации суд пришел к правильному выводу о том, что применение математического правила округления процентного соотношения числа голосов привело бы к искажению итогов голосования и результатов выборов, к неправильному определению волеизъявления избирателей, поскольку в абсолютном исчислении избирателями не подано необходимого количества голосов для прохождения избирательным объединением Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" барьера, установленного ч. 3 ст. 44 закона Ленинградской области N 77-оз.

С учетом изложенного суд обоснованно не признал правомерным и обоснованным и довод заявителя о необходимости применения единого принципа округления при исчислении всех показателей (как имеющих юридическое значение, так и не имеющих юридического значения).

В судебном заседании представитель заявителя представил распечатку с Интернет-сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о# 30.03.2007 г., из которой следовало, что за региональное отделение Ленинградской области политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 28907 избирателей, что составляет 7% от общего числа избирателей.

Представителем Избирательной комиссии Ленинградской области в судебном заседании представлена распечатка с Интернет-сайта от 22.06.2007 г., из которой следует, что за региональное отделение Ленинградской области политической партии "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" проголосовало 28907 избирателей, что составляет 6,99% от общего числа избирателей.

Из ответа руководителя Федерального информационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26.07.2007 г. N 17-04/1859 следует, что для размещения данных обработки результатов голосования в Интернете используется подсистема Интернет-портал ГАС "Выборы" с применением округления до целой части числа. С учетом возникшей ситуации в подсистеме Интернет-портал ГАС "Выборы" изменен алгоритм вычисления процента голосов избирателей. То есть когда округление процента голосов избирателей меняет целую часть числа, то математическое правило округления не применяется, а цифры, начиная с третьего знака после запятой, отбрасываются.

Свидетель З.А.В. (руководитель Информационного центра Избирательной комиссии Ленинградской области) в судебном заседании также показал, что подсистема Интернет-портал применяет упрощенный подсчет (в отличие от ГАС "Выборы"), без учета требований областного закона. В данном случае формализованный показатель Федеральным информационным центром (ФЦИ) не применяется.

Согласно ст. 45 закона Ленинградской области N 77-оз, ст. 72 Федерального закона N 67-ФЗ размещение соответствующей информации в сети Интернет не является официальным опубликованием результатов выборов.

В соответствии с ч. 11 ст. 17, ч. 2 ст. 22 закона Ленинградской области 16-оз решения Избирательной комиссии Ленинградской области, непосредственно связанные с проведением выборов официально публикуются в газете "Вести", и в официальном печатном органе Избирательной комиссии Ленинградской области, передаются в средства массовой информации.

По изложенным основаниям довод о размещении на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (на 30.03.2007 г.) официальной информации о результатах выборов депутатов Ленинградской области, как обоснованно указал суд, не может быть признан правомерным. В данной части суд учел и разъяснения руководителя Федерального информационного центра ЦИК РФ и показания свидетеля З.А.В., из которых следует, что перед размещением в сети Интернет информация обрабатывалась с помощью подсистемы Интернет-портал (применяющей упрощенный подсчет), а не с помощью ГАС "Выборы".

В связи с изложенным суд правильно исходил из того, что не имеется правовых оснований для признания незаконным Постановления Избирательной комиссии Ленинградской области об установлении общих результатов выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва в части общеобластного избирательного округа и для отмены результатов выборов. Суд пришел к правильному выводу о том, что при исчислении результатов выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва по общеобластному избирательному округу с применением ГАС "Выборы" не были допущены нарушения федерального или областного законодательства, определяющие порядок соответствующих расчетов.

Таким образом, суд правильно указал, что у него не имеется основания для применения по существу и полномочий, установленных ч. 1-1, ч. 1-2 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ, предоставляющих право суду назначить повторный подсчет голосов.

Суд также правильно исходил из того, что перечисленные выше обстоятельства в своей совокупности не мешали определить действительную волю избирателей при проведении названных выборов, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований об отмене результатов выборов.

В остальной части доводы заявителя, как правильно указал суд, сводятся к неверному толкованию федерального и областного законодательства и поэтому не могут быть признаны состоятельными.

По изложенным основаниям заявление Избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" обоснованно отклонено в полном объеме.

Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, по существу сводятся к иной оценке доказательств, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также к нарушению и неправильному применению норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении суда основаниям.

Нарушений, неправильного применения норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Ленинградского областного суда от 7 августа 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Избирательного объединения Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2007 г. N 33-Г07-16


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение