Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 января 2008 г. N КАС07-667 Отказывая в признании частично недействующим Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, суд указал на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права заявителей на осуществление предпринимательской деятельности

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 января 2008 г. N КАС07-667


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" о признании частично недействующим абзаца 3 пункта 1 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. N 76,

по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ от 08 октября 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителя Министерства промышленности и энергетики РФ М., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ установила:

Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 04 апреля 2005 года N 76 утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

Согласно пункту 1 данного Порядка в состав расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации организаций угольной промышленности, включены следующие направления:

а) технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности:

ликвидация последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ);

обеспечение жизнедеятельности организаций в период ликвидации;

мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов;

б) социальная поддержка работников, увольняемых в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

в) разработка (корректировка) и экспертиза проектов ликвидации организаций угольной промышленности.

Основанием для финансирования работ по указанным направлениям являются Проекты ликвидации организаций угольной промышленности, разработанные в соответствии с Эталоном проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308 (в соответствии с письмом Минюста России от 5 ноября 2001 г. N 07/10666-ЮД в государственной регистрации не нуждается), утвержденные в установленном порядке (абзац 3 пункта 1 Порядка).

ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим абзаца 2 подпункта "в" пункта 1 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (фактически оспаривают абзац 3 пункта 1 Порядка). Как следует из содержания заявления, заявители не согласны с указанием в оспариваемом нормативном правовом акте на Эталон, в части устанавливающей (п. 2.8.2) не более пятилетнего срока бюджетного финансирования эксплуатационных затрат водоотливных комплексов, обеспечивающих безопасную работу смежных действующих шахт и защиту объектов поверхности от подтопления. Заявители полагают, что данная норма нарушает их права на свободу экономической деятельности, получение информации законным способом. Прекращение государственного финансирования водоотливов, как указали заявители, причиняет ущерб окружающей среде и интересам заявителей, т.к. нарушается безопасность действующих горных выработок.

Решением Верховного Суда РФ от 08 октября 2007 года вышеуказанное заявление ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебного решения, полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно истолковал закон и не применил закон, подлежащий применению. По мнению заявителей, содержание водоотливов, закрытых в рамках реструктуризации шахт, относится к техническим работам по ликвидации последствий ведения горных работ, в связи с чем содержание таких водоотливов должно осуществляется за счет бюджетных средств в соответствии с п. 1 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года N 840.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 утвержден такой Перечень и Министерству промышленности и энергетики РФ поручено утвердить порядок финансирования мероприятий, указанных в пунктах 1-6 перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840, предусматривает:

а) технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности, к каковым относятся:

ликвидация последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ);

обеспечение жизнедеятельности организаций в период ликвидации;

мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов;

б) социальную поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев):

в) разработку (корректировку) и экспертизу проектов ликвидации организаций угольной промышленности.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. N 76 был утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, который в указанной выше части был оспорен заявителями по настоящему гражданскому делу.

Оспоренный (в части) нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2005 года, регистрационный номер 6517, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 25 апреля 2005 г., N 17; "Российской газете" 6 мая 2005 г., N 95 (Приказ).

Порядок определяет правила и условия финансирования мероприятий, указанных в пунктах 1-6 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права заявителей-организаций на осуществление предпринимательской деятельности.

Ссылка в оспариваемом нормативном правовом акте на ненормативный характер акта - Эталона, носящего рекомендательный характер, основанием для признания оспоренного положения акта недействующим являться не может, поскольку в совокупности с оспоренным положением Порядка указание в Эталоне на то, что обязательным условием для финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются проекты ликвидации организаций угольной промышленности, разработанные в соответствии с Эталоном на срок (не более 5 лет). Данный срок, как составная часть нормативного правового акта (Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности) является нормативно-правовой нормой. Отсылочное указание в оспариваемом пункте Порядка требования на необходимость разработки технического акта в соответствии с Эталоном проекта ликвидации шахты (разреза), разрабатываемых Проектов ликвидации организаций угольной промышленности, как основания для финансирования работ по указанным направлениям, не могут рассматриваться как нарушение прав заявителей и несоответствие действующему законодательству.

На заседании Кассационной коллегии представитель Министерства промышленности и энергетики РФ пояснила, что шахтные водоотливы в составе производственных комплексов обеспечивают откачку шахтных вод и являются частью всего технологического процесса по добыче угля. Заявители не строили свои водоотливные комплексы для обеспечения собственного технологического процесса по добыче угля, а используют комплексы, построенные за счет госбюджетных средств.

В соответствии со статьями 12, 22, 26 Закона "О недрах" лицензия на пользование недрами закрепляет обязанность недропользователя по соблюдению утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" являются недропользователями, осуществляющими добычу каменного угля на участках недр, смежных с участками ликвидированных в порядке реструктуризации угольных шахт.

В соответствии с проектами ликвидации шахт эксплуатация за счет госбюджетных средств водоотливных комплексов предусмотрена не более 5 лет.

Суд первой инстанции правильно указал на то, что доводы заявителей о невозможности использования выделенных участков недр для добычи каменного угля в связи с прекращением государственного финансирования водоотливов, действующих на ликвидированных шахтах, не могут служить основанием для признания недействующим абзаца 3 пункта 1 Порядка.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности государства по финансированию расходов по эксплуатации объектов, обеспечивающих безопасную работу смежных действующих шахт, какими являются заявители.

Выделение средств на эксплуатацию водоотливных комплексов для защиты от подтопления действующих шахт за счет средств федерального бюджета также действующим законодательством не предусмотрено.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Российской Федерации от 08 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 января 2008 г. N КАС07-667


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.