Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 января 2008 г. N 33-Г07-17 Суд отказал в признании частично недействующими законов субъектов РФ, поскольку должность председателя постоянной комиссии учреждена законодателем субъекта РФ для непосредственного исполнения полномочий его законодательного органа и может быть отнесена к государственной должности субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 января 2008 г. N 33-Г07-17


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

рассмотрев в судебном заседании дело по кассационной жалобе Законодательного собрания Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 27 сентября 2007 года, которым заявления исполняющего обязанности прокурора Ленинградской области, его заместителя о признании недействующими отдельных положений Законов Ленинградской области "О государственных должностях Ленинградской области", "О перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных служащих Ленинградской области" удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Законодательного собрания Ленинградской области М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

В соответствии с частями I и II Приложения I "Перечень государственных должностей Ленинградской области" к областному закону от 25 февраля 2005 года N 12-оз "О перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных служащих Ленинградской области" к государственным должностям Ленинградской области отнесены:

- в администрации Ленинградской области - должности председателя комитета и управляющего делами правительства Ленинградской области;

- в Законодательном собрании Ленинградской области - должность исполняющего на профессиональной основе обязанности председателя постоянной комиссии Законодательного собрания.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Ленинградской области от 16 декабря 2005 года N 117-оз к лицам, замещающим государственные должности Ленинградской области относятся председатели постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области, председатели комитетов, управляющий делами Правительства.

Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что замещение государственных должностей Ленинградской области председателями комитетов, управляющим делами Правительства Ленинградской области осуществляется на основе срочного контракта, заключаемого указанными лицами с Губернатором Ленинградской области на срок не более пяти лет.

Исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области, его заместитель обратились в суд с заявлениями о признании приведенных выше положений областных законов недействующими, противоречащими Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В обоснование требований сослались на то, что должности председателя постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области, председателей комитетов, управляющего делами Правительства не могут быть отнесены к государственным должностям Ленинградской области, поскольку созданы не для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Ленинградской области.

Решением суда от 26 сентября 2007 года заявления прокуроров удовлетворены частично. Положения оспариваемых законов, относящие к государственным должностям Ленинградской области должность председателя постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области, признаны недействующими. В остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Законодательное собрание Ленинградской области просит об отмене решения суда об удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда в обжалуемой части неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя требования прокуроров, суд исходил из того, что постоянные комиссии являются структурными подразделениями Законодательного собрания Ленинградской области, следовательно, их руководители - председатели названных комиссий, не могут быть отнесены к государственным должностям Ленинградской области.

Данный вывод основан на ошибочном толковании судом норм материального права, свидетельствующих об обратном.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 этого же Закона должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Таким образом, основным юридически значимым для правильного разрешения настоящего спора обстоятельством являлось выяснение вопроса о том, учреждена ли должность председателя постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области для непосредственного исполнения полномочий законодательного органа области либо она учреждена в целях обеспечения исполнения полномочий названного государственного органа.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 29 Устава Ленинградской области основной функцией Законодательного собрания Ленинградской области является осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Ленинградской области и предметам совместного ведения Ленинградской области в пределах ее полномочий и Российской Федерации.

При этом в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 Устава Ленинградской области Законодательное собрание Ленинградской области в целях непосредственного осуществления предоставленных ему полномочий самостоятельно определяет свою структуру и решает вопросы организационного характера.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 25 Устава Ленинградской области


Одним из нормативных правовых актов, определяющих порядок такой деятельности Законодательного собрания, является Регламент Законодательного собрания Ленинградской области, принятый постановлением от 23 апреля 2002 года N 186.

В соответствии со статьями 4 и 14 Регламента постоянные комиссии Законодательного собрания, формируемые из числа его депутатов, входят в структуру Собрания и являются его рабочими органами.

Как следует из настоящего Регламента, а также принятого Законодательным собранием (постановление от 10.07.2007 N 391) Положения о постоянных комиссиях, полномочия последних непосредственно связаны с законотворческой деятельностью, частью основных функций законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Все это позволяет сделать вывод о том, что должность председателя постоянной комиссии учреждена законодателем Ленинградской области для непосредственного исполнения полномочий ее законодательного органа и могла быть отнесена к государственной должности Ленинградской области.

Собственно, также посчитал и сам суд, указав в решении на то, что в соответствии со статьей 7 областного закона "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области" от 24 апреля 2007 года N 62-оз участие депутата в работе постоянных комиссий Законодательного собрания является одной из форм осуществления им своих полномочий.

Довод суда о том, что депутат Законодательного собрания Ленинградской области, уже являясь лицом, замещающим государственную должность, не может замещать иную государственную должность, является необоснованным.

Отнесение оспариваемыми областными законами должностей депутата и председателя постоянной комиссии к государственным должностям обусловлено разностью объема их полномочий, что не позволяет считать их совмещением.

К тому же судом не учтено, что подобным образом осуществлено правовое регулирование и на федеральном уровне.

Так в соответствии с подпунктом б) пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях их назначения на иную государственную должность Российской Федерации.

В то же время согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 должность председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, являющегося также депутатом, как и должность депутата, являющегося членом того или иного комитета (комиссии) отнесены к государственным должностям Российской Федерации.

Ссылка суда на то, что постоянные комиссии Законодательного собрания Ленинградской области являются его структурными подразделениями, правового значения не имеет. Данное обстоятельство не означает, что постоянные комиссии являются органами, обеспечивающими деятельность Законодательного Собрания, а свидетельствует о том, что они являются структурными рабочими органами Законодательного собрания, непосредственно осуществляющими часть его основных законодательных полномочий.

Иначе, следуя ошибочной логике суда, к государственным должностям Ленинградской области нельзя было бы отнести иные, входящие в силу статьи 28 Устава Ленинградской области в структуру Законодательного собрания, органы, в частности, заседание Законодательного собрания, его председателя и т.д.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что отнесение областными законами к государственным должностям Ленинградской области должности председателя постоянной комиссии Законодательного собрания не соответствует федеральному закону, нельзя признать правильным.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ определила:

решение Ленинградского областного суда от 27 сентября 2007 года о признании недействующими

в части слов "председатели постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области" пункта 4 статьи 1 областного закона "О государственных должностях Ленинградской области" от 16.12.2005 г. N 117-оз с момента вступления закона в силу, то есть с 6 января 2006 года;

в части слов "исполняющий на профессиональной основе обязанности председателя постоянной комиссии Законодательного собрания" части II приложения 1 к областному закону от 25.02.2005г. N 12-оз "О перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области" с момента вступления закона в силу, то есть с 28.02.2005 года, отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявлений заместителя прокурора Ленинградской области и исполняющего обязанности прокурора Ленинградской области в указанной части требований отказать.

В остальной части это же решение суда оставить без изменений.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 января 2008 г. N 33-Г07-17


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение