Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 67-Г07-24 Закон субъекта РФ признан судом частично недействующим, поскольку оспариваемыми нормами средства территориального фонда обязательного медицинского страхования отнесены к собственности субъекта РФ, что противоречит федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 67-Г07-24


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Новосибирского областного Совета депутатов на решение Новосибирского областного суда от 31 октября 2007 года, которым удовлетворено заявление исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области о признании недействующими отдельных положений подпункта "а" пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 31 Закона Новосибирской области от 6 декабря 2001 г. N 198-03 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федераци# установила:

в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 Закона Новосибирской области от 6 декабря 2001 года N 198-03 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области" средства областного бюджета, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области могут находиться в собственности области. Согласно пункту 1 статьи 31 Закона областную казну составляют средства бюджета области, средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области и иное имущество, находящееся в собственности области и не закрепленное за предприятиями и государственными учреждениями.

Исполняющий обязанности прокурора Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании указанных норм противоречащими федеральному закону, а потому недействующими в части указания на то, что средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области могут находиться в собственности области, что эти средства составляют областную казну.

В обоснование требований заявитель сослался на то, что законодательство Российской Федерации финансовые средства фонда обязательного медицинского страхования относит исключительно к государственной собственности Российской Федерации.

Решением Новосибирского областного суда от 31 октября 2007 года требования и.о. прокурора Новосибирской области удовлетворены.

В кассационной жалобе Новосибирский областной Совет депутатов просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

В соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования входит в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

При этом в силу пунктов 3 и 4 статьи 143 Кодекса средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.

Аналогичная норма содержится и в Законе Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", в соответствии с частью 6 статьи 12 которого финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Таким образом, судом установлено, что законодательный орган Новосибирской области, принимая закон, нормами которого средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования области отнесены к собственности области, а также включены в областную казну, не учел вышеуказанных положений федеральных законов.

При таких обстоятельствах вывод суда о противоречии оспариваемых положений областного закона федеральному закону является правильным.

Ссылка в кассационной жалобе на необоснованность неприменения судом статьи 26.10 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют, в том числе, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации средства территориальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также статей 26.3 и 26.11 этого же более позднего Закона, не может служить поводом к отмене решения суда.

Новосибирским областным Советом депутатов не учтено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пункт 17 статьи 1 настоящего Федерального закона в части дополнения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьями 26.3, 26.5, 26.6 и главой IV.2 вступает в силу с 1 января 2005 года при условии вступления в силу не позднее 1 января 2005 года федеральных законов о внесении вытекающих из требований настоящего Федерального закона изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Учитывая, что изменения статей 143 и 144 Бюджетного кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" вступали в силу лишь с 1 января 2008 года, суд обоснованно руководствовался положениями Бюджетного кодекса РФ, действовавшими на момент разрешения настоящего спора.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба Новосибирского областного Совета депутатов не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Новосибирского областного суда от 31 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Новосибирского областного Совета депутатов - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 67-Г07-24


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.