Решение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2007 г. N ГКПИ07-871 Оспариваемые заявителем нормы Правил рыболовства не противоречат федеральному законодательству, поскольку изданы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в пределах своей компетенции, не нарушают прав и свобод заявителя

Решение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2007 г. N ГКПИ07-871

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N КАС07-635 настоящее решение оставлено без изменения


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании недействующими пункта 59, абзаца 5 пункта 64 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 01 марта 2007 года N 151 (в редакции приказа Минсельхоза РФ от 18.06.2007 г. N 327), установил:

Ч. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 59, абзаца 5 пункта 64, подпункта "а" пункта 65.2., пунктов 66.2., 67.2.1., 67.2.2., подпунктов "б" и "в" пункта 67.2.3 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее по тексту Правила).

В обосновании своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые пункты Правил противоречат Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и нарушают его права как жителя на пользование природными ресурсами посредством любительского рыболовства, устанавливая ограничения или запрет на любительское рыболовство. В то время как ограничения могут вводиться только федеральным законом.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности М.А.В. в связи с внесением приказом Минсельхоза РФ от 18.06.2007 г. N 327 изменений в оспариваемый нормативный акт уточнил требования и просил признать недействующими только пункт 59 и абзац 5 пункта 64 Правил рыболовства.

Представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации К. и В. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что, оспариваемые Правила разработаны и утверждены Минсельхозом России в рамках его полномочий, на основании ч. 3, ст. 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28.07.2005 N 133 и не противоречат федеральному законодательству.

Представитель Министерства юстиции РФ М.Е.А., П. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно частей 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ (далее по тексту Закон о рыболовстве) рыболовство, в том числе любительское и спортивное рыболовство, осуществляется гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов.

Типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч. 3 ст. 16 Закона о рыболовстве).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 г. N 164, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства.

Согласно п. 5.2.1 указанного Положения Минсельхоз России самостоятельно принимает правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Приказом Минсельхоза России от 28.07.2005 г. N 133 утверждены Типовые правила рыболовства, пунктом 2 которых установлено, что Правила рыболовства разрабатываются на основании Типовых правил рыболовства с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновых научно-промысловых советов, а также специализированных научно-исследовательских рыбохозяйственных организаций.

Приказом Минсельхоза России от 01.03.2007 г. N 151 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее по тексту Правила).

Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 27.04.2007 г. N 9362 и официально опубликован в "Российской газете", N 98, 11.05.2007 г. В настоящее время действует в редакции приказа Минсельхоза РФ от 18.06.2007 г. N 327, который зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июня 2007 г. N 9732 и официально опубликован в "Российской газете", N 141, 04.07.2007 г.

Судом установлено, что оспариваемые Правила разработаны ГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ВНИИРО) на основании Типовых правил рыболовства с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновых научно-промысловых советов, а также специализированных научно-исследовательских рыбохозяйственных организаций, что подтверждается письмом ФГУ "Амуррыбвод" от 06.12.2006 г. N 08-23/3180 в адрес ВНИИРО, предложениями рабочей группы по подготовке проекта Правил рыболовства для дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, включающей представителей Администрации Хабаровского края, Хабаровского филиала ТИНРО-центра, ФГУ "Амуррыбвод" и Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО (л.д. 104-108).

Таким образом, оспариваемые Правила разработаны и утверждены Минсельхозом России в рамках его полномочий, на основании ч. 3, ст. 16 Закона о рыболовстве и Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28.07.2005 г. N 133.

Пункт 59 Правил предусматривает, что для осуществления любительского и спортивного рыболовства без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках, не предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, гражданам необходимо получить согласие пользователя рыбопромысловым участком.

Абзацем 5 пункта 64 Правил запрещено осуществление любительского и спортивного рыболовства во внутренних морских водах в северо-западной части Татарского пролива (к северу от мыса Золотой) и западной части Сахалинского залива.

Оспаривая указанные положения Правил, заявитель ссылается на то, что пункт 59 и абзац 5 пункта 64 незаконно ограничивают его право ловить рыбу в порядке любительского рыболовства для личного потребления, что противоречит пункту 6 части 1 статьи 2 Закона о рыболовстве.

В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о рыболовстве одними из основных принципов законодательства о водных биоресурсах являются приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.

Право пользования водными биоресурсами в силу ст. 11 Закона о рыболовстве возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 24 Закона о рыболовстве любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 24), любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками (ч. 4 ст. 24).

Таким образом, положение пункта 59 Правил, предусматривающее необходимость получить согласие пользователя рыбопромысловым участком для осуществление любительского и спортивного рыболовства без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках, не предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, гражданам не противоречит приведенным положениям Закона.

Статьей 12 Закона о рыболовстве установлено, что право пользования водными биоресурсами может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 Закона рыболовстве в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства, в т.ч. запрет рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (п. 1), закрытие рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (п. 2).

Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ч. 2), порядок установления ограничений рыболовства определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч. 3).

Таким образом, Минсельхоз РФ вправе в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования установить запрет на осуществление любительского и спортивного рыболовства во внутренних морских водах в северо-западной части Татарского пролива (к северу от мыса Золотой) и западной части Сахалинского залива, что не противоречит п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона о рыболовстве.

Ссылка заявителя на противоречие оспариваемых норм п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона о рыболовстве не может быть признана обоснованной, поскольку этим пунктом закреплен принцип обеспечения упрощенного доступа к водным биоресурсам, что относится не к любительскому и спортивному рыболовству, а к другому виду рыболовства - рыболовству в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона), порядок осуществления которого установлен главой VIII Правил.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормы Правил основаны на Федеральном законе и не противоречат ему, изданы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в пределах своей компетенции, не нарушают прав и свобод заявителя.

На основании изложенного и в соответствии с требованиями части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

отказать в удовлетворении заявления Ч. о признании недействующими пункта 59, последнего абзаца пункта 64 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 01 марта 2007 года N 151 (в редакции приказа Минсельхоза РФ от 18.06.2007 г. N 327).

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2007 г. N ГКПИ07-871


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N КАС07-635 настоящее решение оставлено без изменения

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.