Постановление Президиума Московского городского суда от 18 октября 2007 г. по делу N 44г-704 Действующее законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, не исключали возможность предоставления льгот и компенсаций на граждан, имеющих инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска

=Постановление Президиума Московского городского суда от 18 октября 2007 г. по делу N 44г-704


Президиум Московского городского суда в составе:

Председателя президиума Колышницыной Е.Н.,

и членов президиума: Дмитриева А.Н., Тарасова В.Ф., Курциньш С.Э., Васильевой Н.А., Бирюковой Е.Т.,

рассмотрел в заседании по докладу судьи Курциньш С.Э. истребованное по надзорной жалобе Б. гражданское дело по иску Б. к Военному комиссариату Московской области о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, с учетом индексации, установил:

Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он участвовал в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "а" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1. Пункт 2 части 2 указанного постановления гарантирует предоставление ему льгот и компенсаций, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и предусматривает ежемесячную денежную компенсацию в размере 2 500 рублей.

Истец в судебном заседании требования уточнил, просил о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда с учетом индексации с 22.01.2004 г. в размере 3 135 рублей, с 01.01.2005 г. - 3 450 рублей.

Ответчик иск не признал.

Решением Басманного районного суда г. Москвы от 08.09.2005 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.12.2005 г., в удовлетворении иска Б. отказано.

В надзорной жалобе Б. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2007 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2007 года дело передано на рассмотрение по существу в суд надзорной инстанции - Московский городской суд.

Обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав представителя Б. на основании доверенности П., мнение прокурора Р., проверив материалы дела, Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в надзорной жалобе, обоснованными, а судебные постановления, состоявшееся по данному делу, подлежащими отмене.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При рассмотрении дела судом установлено, что Б. принимал непосредственное участие в действиях подразделений особого риска и согласно удостоверению серии ОРГ N 024931 Б. относится к ветеранам подразделений особого риска, которые поименованы в подпункте "а" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" как непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.

Разрешая спор и отказывая в иске о взыскании ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14, суд пришел к выводу, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, путем предоставления льгот и компенсаций осуществляется на иных условиях, чем гражданам из подразделений особого риска, указанным в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года, - на них распространяются лишь те льготы и компенсации, которые перечислены в постановлении. С указанным мнением согласилась и судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда.

Однако при принятии судебных актов суды первой и кассационной инстанции не приняли во внимание следующие положения Закона.

После вступления в силу Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" его действие было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой. К ним, в частности относятся граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах (на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1).

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, введенный в действие 1 января 2005 г., внес в названные выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставленных лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу настоящего Федерального закона.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской федерации "О социальной защите прав граждан, подвергшихся вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7, от 11.05.2007 N 23) разъяснено, что изменения и дополнения, расширившие крут льгот и компенсаций, предоставляемых пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вносимые впоследствии в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не исключали возможность предоставления льгот и компенсаций, гарантированных этим Законом, и другим категориям пострадавших, на которых ранее было распространено действие этого закона. Указанное в полной мере распространяется на граждан, имеющих инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поскольку они по своему правовому положению в части возмещения вреда здоровью были приравнены законодателем по пенсионному обеспечению к лицам, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1).

Учитывая эти обстоятельства суды не вправе отказывать в удовлетворении требований названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия о предоставлении им указанных льгот и компенсаций, но только в пределах, установленных соответствующими законами.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации также разъяснено, что требования истцов из числа названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия, заявленные в суд в связи с отказом после 1 января 2005 года в дальнейшей выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и (или) индексации этих выплат, являются законными и обоснованными.

Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и: обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования о предоставлении компенсаций в возмещение вреда, гарантированных базовым Законом, названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 27 декабря 1991 года, также являются законными и обоснованными, но только в пределах, установленных соответствующими законами (пункт 17-1).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Московского городского суда постановил:

решение Басманного районного суда г. Москвы от 8 сентября 2005 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 декабря 2005 года отменить и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.


Председатель Президиума
Московского городского суда

Е.Н. Колышницына



Постановление Президиума Московского городского суда от 18 октября 2007 г. по делу N 44г-704


Текст постановления официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение