Постановление Президиума Московского городского суда от 26 июля 2007 г. по делу N 44г-506 Дело о назначении суммы возмещения вреда здоровью, индексации ежемесячных денежных сумм возмещения вреда, взыскании задолженности по выплатам направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не проверил довод лица, принимавшего участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о том, что необходимые для начисления денежных средств документы он представил, а управление социальной защиты населения незаконно отказало в назначении суммы возмещения вреда здоровью с момента подачи заявления и назначило выплаты с момента вступления в законную силу решения суда об установлении юридического факта

Постановление Президиума Московского городского суда от 26 июля 2007 г. по делу N 44г-506


Судья 1 инстанции: Шумова О.В.

Судьи 2 инстанции: Миронова А.Н. - предс.

Давыдова И.Н. - докл.,

Малыхина Н.В.

Президиум Московского городского суда в составе:

председателя президиума Колышницыной Е.Н.

и членов президиума: Паршина А.И., Тарасова В.Ф., Бирюковой Е.Т., Курциньш С.Э., Дмитриева А.Н.

рассмотрел в заседании по докладу судьи Курциньш С.Э. истребованное по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К. дело по иску М. к Управлению социальной защиты населения района Орехово-Борисово Северное города Москвы о назначении суммы возмещения вреда здоровью с 29 марта 1999 года, индексации ежемесячных денежных сумм возмещения вреда, взыскании задолженности по выплатам, установил:

М. в апреле 2004 года обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района "Орехово-Борисово Северное" города Москвы о назначении суммы возмещения вреда здоровью с 29 марта 1999 года, индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, взыскании задолженности по выплатам.

В обоснование иска М. ссылался на то, что, работая в Мячковском объединенном авиаотряде, он 30 и 31 мая 1986 года принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением экспертного совета Минздрава России от 11 февраля 1999 года была установлена связь имеющихся у него заболеваний с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС. При освидетельствовании 19 марта 1999 года в бюро медико-социальной экспертизы ему установлена 2 группа инвалидности со 100% потерей трудоспособности с формулировкой "увечье, связанное с аварией на ЧАЭС". 29 марта 1999 года он обратился в УСЗН "Орехово-Борисово Северное" г. Москвы с заявлением о назначении суммы возмещения вреда здоровью. Орган социальной защиты, поставив под сомнение его участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в просьбе ему отказал. В связи с этим свое участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС ему пришлось доказывать через суд. После того, как решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 июля 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 декабря 2003 года, был установлен факт его участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году, УСЗН "Орехово-Борисово Северное" г. Москвы назначило ему выплату в возмещение вреда здоровью с 26 декабря 2003 года в фиксированной сумме 2 500 рублей на основании пункта 25 статьи 14 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, с чем он не согласен.

Считая, что приобрел право на получение сумм в возмещение вреда с момента установления инвалидности, М. просил обязать УСЗН ОБС назначить ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью на основании пункта 25 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ и Правил возмещения вреда, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года N 4214-1 в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ, начиная с 29 марта 1999 года (с момента подачи заявления), в размере 2 781 руб. 62 коп., исходя из условного месячного заработка, с последующей индексацией этой суммы, выплатить задолженность в размере 589 598 руб. 55 коп. за период с 29 марта 1999 года по 30 апреля 2004 года, а с 1 июня 2004 года выплачивать ежемесячно в счет возмещения вреда по 9 825 руб. 10 коп.

Ответчик иск не признал.

Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 5 октября 2004 года М. в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 февраля 2005 года решение оставлено без изменения.

В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации К. просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда РФ Ж. от 6 марта 2007 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2007 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - Президиум Московского городского суда.

Обсудив доводы надзорной жалобы, проверив материалы дела, выслушав прокурора Г., полагавшего, что жалоба подлежит удовлетворению, Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в надзорной жалобе, обоснованными, а состоявшиеся судебные постановления - решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 5 октября 2004 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 февраля 2005 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Отказывая М. в иске, суд исходил из того, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" реализация права на льготы и компенсации, установленные этим Законом, осуществляется с момента предъявления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При своем первом обращении в Управление социальной защиты населения района "Орехово-Борисово Северное" г. Москвы М. предъявил удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А N 045009 от 24 марта 1993 года, выданное ему военным комиссариатом Красногвардейского района г. Москвы. В результате соответствующей проверки, проведенной по запросу УСЗН ОБС, удостоверение у М. было изъято военным комиссариатом как выданное незаконно. Поскольку отсутствовал основной документ, определяющий статус М., правовых оснований для назначения ему ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью со дня подачи первого заявления не имелось. Они возникли лишь со дня вступления в законную силу решения суда об установлении юридического факта участия М. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. М. является инвалидом 2 группы, сумма ежемесячной выплаты в фиксированном размере 2 500 рублей назначена ему органом социальной защиты в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ.

Оставляя без изменения решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 5 октября 2004 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в своем определении от 2 февраля 2005 года с такими выводами суда первой инстанции согласилась.

Президиум Московского городского суда приходит к выводу, что с такими выводами судов первой и кассационной инстанции согласиться нельзя.

Согласно статье 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным, однако понятиям законности и обоснованности, сформулированным в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", постановленные судебные решения не отвечают.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями) к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации, отнесены лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 гг. и в 1988-1990 гг.

Названным Законом для лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии в пределах зоны отчуждения, установлено право на различные льготы и компенсации.

М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне в 1986 году. В 1993 году Красногвардейским райвоенкоматом г. Москвы ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А N 045009. Решением бюро медико-социальной экспертизы от 19 марта 1999 года М. признан инвалидом 2 группы со 100% утратой трудоспособности с формулировкой "увечье связано с аварией на ЧАЭС", в связи с чем выдано удостоверение инвалида.

В марте 1999 года М. обратился с заявлением в УСЗН района "Орехово-Борисово Северное" о назначении ему возмещения вреда. К заявлению было приложено удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Поскольку истец военнослужащим не являлся, у УСЗН возникли сомнения в законности выдачи ему удостоверения военкоматом. По результатам проверки удостоверение было изъято как недействительное. Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 июля 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 декабря 2003 года, был установлен факт участия М. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне в 1986 году.

При рассмотрении дела суд не принял во внимание, то обстоятельство, что вины М. в изъятии удостоверения не имеется, его статус как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС подтвержден судебным решением.

При рассмотрении дела суд не принял во внимание, что частью 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, действовавшей в период обращения М. в УСЗН "Орехово-Борисово Северное" г. Москвы с заявлением от 29 марта 1999 года, установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 октября 1996 года N 1, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 октября 1996 г. N 3 (в редакции постановления Минтруда РФ от 10 февраля 1998 года N 6), возмещение вреда устанавливается на основании следующих документов:

- заявления о возмещении вреда, подаваемого потерпевшим гражданином по месту назначения пенсии или в соответствующие органы, указанные в пункте 3 настоящего разъяснения;

- заключения, выданного учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;

- удостоверения установленного образца;

- справки о заработке.

В пункте 7 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 1, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 10, в отношении удостоверения, на основании которого устанавливается сумма в возмещение вреда, приведено более конкретное требование - "специальное удостоверение инвалида установленного образца".

Как видно из дела, указанные документы М. были предъявлены в УСЗН "Орехово-Борисово Северное" г. Москвы в 1999 году (л.д. 10, 20-22, 72).

Пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ действовавшим в период обращения М. в орган социальной защиты с заявлением от 29 марта 1999 года, инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения.

Порядок определения возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года регулировался Правилами, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ) (с 6 января 2000 года названные Правила были признаны утратившими силу). Вопросы возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, с этого времени регулируется# Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Согласно порядку возмещения вреда, предусмотренному в указанных нормативных актах, суммы возмещения вреда выплачиваются потерпевшим с того дня, когда они утратили профессиональную трудоспособность. Днем обращения за возмещением вреда считается день подачи заявления (ст. 43 Правил, ст. 15 Закона).

Таким образом, при рассмотрении дела судом не был проверен довод истца о том, что необходимые для начисления денежных средств документы он представил, а Управление социальной защиты населения района "Орехово-Борисово Северное" г. Москвы, незаконно отказало М. в назначении суммы возмещения вреда здоровью с 29 марта 1999 года (с момента подачи заявления) и назначило выплаты с 26 декабря 2003 года - с момента вступления в законную силу решения суда об установлении юридического факта.

Поскольку суд дело в соответствие# с требованиями закона не разрешил, то постановленное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.02.2005 г. года# подлежит отмене как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права (ст.ст. 361, 362 ГПК РФ), поскольку при наличии оснований к отмене решения суда, оно было оставлено кассационной инстанцией без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, Президиум Московского городского суда постановил:

решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 5 октября 2004 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 февраля 2005 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.


Председатель Президиума
Московского городского суда

Е.Н. Колышницына



Постановление Президиума Московского городского суда от 26 июля 2007 г. по делу N 44г-506


Текст постановления официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение