Постановление II Всероссийского съезда судей (29-30 июня 1993 года) от 30 июня 1993 г. "О ходе судебной реформы в Российской Федерации"

Постановление II Всероссийского съезда судей (29-30 июня 1993 года) от 30 июня 1993 г.
"О ходе судебной реформы в Российской Федерации"


Необходимым условием функционирования Российской Федерации как демократического правового государства является проведение судебной реформы. Главной задачей в рамках реформы определено утверждение компетентного независимого беспристрастного суда как гаранта гражданского мира, прав и свобод человека и гражданина.

II Всероссийский съезд судей отмечает, что после принятия в октябре 1991 года постановления Верховного Совета РСФСР "О концепции судебной реформы в РСФСР" представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти осуществляли определенные меры по реформированию судебной системы в стране. Наиболее заметными шагами в этом направлении стали принятие Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", установление судебного контроля за арестом граждан, практические меры к введению суда с участием присяжных заседателей, расширение возможностей единоличного рассмотрения дел. Создана система арбитражных судов. Существенным вкладом в становление судебной власти явилось создание Конституционного Суда Российской Федерации. Вместе с тем судебная реформа все еще остается в рамках подготовительного этапа, темпы ее проведения все более замедляются.

Судейское сообщество России считает необходимым дать оценку первым итогам судебной реформы и обозначить свое видение основных направлений ее дальнейшего развития.


Конституционное закрепление судебной власти


В соответствии с принципом разделения властей как гаранта против авторитаризма, деспотизма и произвола основных властвующих органов и должностных лиц важное место в системе органов государственной власти должен занять компетентный, независимый и беспристрастный суд.

Принятыми ООН в 1985 году Основными принципами, касающимися независимости судебных органов, предусматривается, что независимость суда гарантируется государством и закрепляется в Конституции Российской Федерации и законах страны и, что каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

Съезд судей России считает, что конституционное закрепление должны найти:

- принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судей;

- единство правового статуса всех судей Российской Федерации, включая судей всех субъектов Российской Федерации и судей военных судов;

- право суда при противоречии закона или акта исполнительной власти Конституции Российской Федерации руководствоваться нормами Конституции Российской Федерации, имеющими прямое действие, и признанными Россией нормами международного права;

- право законодательной инициативы за Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам их ведения;

- место и роль прокуратуры в системе органов исполнительной власти с определением полномочий прокуратуры в сфере правосудия законами Российской Федерации о судопроизводстве;

- гарантия оказания неимущим и малоимущим гражданам юридической помощи.

Съезд судей России считает, что в Конституции Российской Федерации должно быть закреплено финансирование всех судебных органов из федерального бюджета отдельной общей строкой. Средства, выделяемые на содержание судов, должны гарантировать независимое и объективное правосудие и не могут быть уменьшены при утверждении и исполнении федерального бюджета.


Совершенствование процессуального законодательства как основное направление судебной реформы на данном этапе


Кризис судебной системы России не преодолен. По-прежнему устаревшие формы судопроизводства не обеспечивают независимости судебной деятельности, способствуют волоките с разрешением судебных дел, делают неэффективной судебную защиту законных интересов и прав граждан. Предпринятые Верховным Советом Российской Федерации попытки внесения отдельных изменений в действующее процессуальное законодательство носят непринципиальный характер, не затрагивают основ следственного судопроизводства. Практически не начато реформирование гражданского процесса судов общей юрисдикции.

Съезд исходит из того, что становление судебной власти лежит не только и не столько в сфере судоустройства, сколько в изменении форм судопроизводства. Для этого необходимо:

- упразднение следственного судопроизводства и утверждение состязательности процесса, при котором обязанность по сбору доказательств и ответственность за их полноту и доброкачественность несут истец, ответчик, обвинитель, при этом названные участники процесса, а также защитник имеют при судебном разбирательстве равные права;

- обеспечение каждому гарантированного права на юридическую помощь при осуществлении и защите прав и свобод и в связи с этим скорейшее принятие Основ законодательства об адвокатуре, предусматривающих многообразие форм деятельности профессиональных защитников, в том числе учреждение муниципальной адвокатуры как гарантии доступности юридической помощи для неимущих и малоимущих;

- введение упрощенных форм судопроизводства по несложным категориям уголовных и гражданских дел и института заочных судебных решений;

- восстановление апелляционного производства для пересмотра судебных решений, несправедливых с точки зрения фактических обстоятельств дела. При этом апелляционная судебная инстанция полностью берет на себя ответственность за вынесение нового судебного решения, проверяя фактические обстоятельства дела (в том числе по дополнительно представленным доказательствам) и одновременно устраняя допущенные первой судебной инстанцией нарушения материального и процессуального закона;

- упразднение надзорного производства и восстановление подлинной кассации как формы проверки неокончательных судебных решений по формальным основаниям (грубое нарушение форм судопроизводства или неправильное применение материального закона);

- введение суда с участием присяжных заседателей только при условии максимального обеспечения принципа состязательности процесса и перехода на упрощенные формы судопроизводства по делам о малозначительных и очевидных преступлениях. Съезд считает необходимым обратить на это особое внимание, поскольку в проекте альтернативного уголовно-процессуального законодательства, применение которого предусматривается в судах Ставропольского края и четырех областей, идея состязательного процесса проводится неполно и непоследовательно, сохранены рудименты следственного процесса в суде с участием присяжных заседателей и апелляционном суде, неизменным остается процесс при рассмотрении дел составом профессиональных судей.


Законотворчество и правоприменительная деятельность


Судебная реформа предполагает качественно новый уровень законотворчества. Не суды повинны в том, что многие законы не работают. Как показывает опыт правоприменительной деятельности, проекты новых законодательных актов зачастую прорабатываются поверхностно, в них не учитываются действующие, нередко только что принятые нормы из смежных отраслей права, при принятии норм материального права не всегда предусматривается процедура их применения, с принятием законодательных новелл своевременно не вносятся изменения в прежнее законодательство.

Съезд считает, что законодательство, касающееся прав и свобод граждан, проблем судебной реформы, должно приниматься с учетом позиции судейского сообщества, с максимальным вовлечением в подготовительные законотворческие и организационные мероприятия правоприменителей.


Об организационном обеспечении судебной реформы


В настоящее время в осуществлении судебной реформы участвуют на федеральном уровне отдел по судебной реформе Комитета Верховного Совета, Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, готовят законопроекты также ученые научных и учебных заведений. Делается много полезного.

Вместе с тем названная работа носит некоординированный характер. Выбор приоритетов в судебной реформе и способов их достижения осуществляется названными органами вразнобой, причем в направлении их собственных представлений о путях развития судебной реформы.

Опыт судебной реформы 1864 г., свидетельствует о том, что судебно-правовые преобразования могут стать действительно радикальными только при условии, что будут проводиться комплексно и системно под единым идейным и организационным руководством.

По мнению съезда, представляется необходимым:

- создать координирующий орган, в состав которого могли бы входить: от органов законодательной власти - председатели комитетов Верховного Совета Российской Федерации по законодательству, по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью, по правам человека; от органов исполнительной власти - Министр юстиции Российской Федерация, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации и начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации: от органов судебной власти - Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председатель Совета судей Российской Федерации;

- разработать и утвердить государственную программу проведения судебной реформы.


О совершенствовании обеспечения деятельности судов


Успех судебной реформы в решении задач становления компетентной и независимой судебной власти напрямую связан с осуществлением мер по созданию условий, необходимых для нормальной деятельности судов. Сами судебные органы выполнять эти задачи не могут и не должны в силу характера своей деятельности.

По мнению съезда, достижение качественно нового уровня материально-технического оснащения судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения возможно на основе согласованного решения этих вопросов Министерством юстиции Российской Федерации и его органами на местах с органами судейского сообщества.


О правовой и социальной защищенности судей, об обеспечении гарантий их независимости


Принимая во внимание, что Закон Российской Федерации ''О статусе судей в Российской Федерации" без создания надлежащего механизма реализации его норм, не имеющих прямого действия, и без восприятия всех его основных положений законодательством республик в составе Российской Федерации не может обеспечить подлинную независимость судей, съезд считает необходимым:

- обратиться к высшим законодательным органам республик в составе Российской Федерации с просьбой привести законодательство этих республик в строгое соответствие с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

- обратиться к Совету Министров - Правительству Российской Федерации с настоятельной просьбой в кратчайший срок определиться по принципиальным вопросам финансирования судебной системы, исходя из необходимости обеспечить отдельной строкой за счет федерального бюджета все расходы на содержание судов, строительство зданий судов и жилья для судей, материальное обеспечение и социальную защиту судей, имея в виду возможность привлечения для этих целей дополнительных средств за счет определенной части взыскиваемой судами государственной пошлины;

- предложить Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации подготовить пакет нормативных актов, вытекающих из Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", регламентирующих вопросы кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судебной деятельности.

Съезд выражает особую тревогу по поводу крайне неудовлетворительного обеспечения личной безопасности судей, членов их семей и сохранности принадлежащего судьям имущества. Несмотря на неоднократные постановления Совета судей Российской Федерации и соответствующие обещания Министра юстиции Российской Федерации, в частности, о наделении судей средствами индивидуальной защиты, государственном страховании имущества судей, эти вопросы своего решения не находят.


Роль органов судейского сообщества в проведении судебной реформы


Съезд считает, что в конечном итоге успех судебной реформы находится в руках самих судей. От их позиции, от их понимания своего долга зависит будет ли в России судебная власть или же реформа ограничится выработкой концепции, косметическими мерами и экспериментами, а суд останется по-прежнему одним из правоохранительных органов.

Судейское сообщество - не профсоюз, не общественная организация, не корпорация, реализующая свои внутренние потребности. Его роль не сводится только к защите прав и законных интересов судей, утверждению их независимости, ибо сама независимость судей есть лишь средство утверждения независимого, сильного и справедливого суда.

Судейский корпус России далек от совершенства. Среди судей немало людей случайных, недобросовестных, безответственных, от которых необходимо решительно избавляться. Наведение порядка в своем доме - одна из важнейших задач органов судейского сообщества. Особенно велико в этом значение квалификационных коллегий судей, в состав которых должны быть избраны самые справедливые и принципиальные судьи, пользующиеся полным доверием своих коллег, способные подняться над корпоративными интересами.

Свое место в проведении судебной реформы и укреплении судейского корпуса должны занять советы судей, прежде всего - Совет судей Российской Федерации. Более чем годичный опыт работы Совета судей Российской Федерации показал жизненность этого органа. Через участие в работе Совета представителей судей всех регионов обеспечивается единство интересов судейского сообщества. Вместе с тем организационное устройство Совета и формы его работы подлежат дальнейшему совершенствованию и развитию. Совет призван стать неформальным центром, где аккумулируются идеи и опыт осуществления судебной реформы. Для этого работу Совета необходимо организовать таким образом, чтобы в поле его зрения были все направления судебной реформы, обеспечивалась связь со всеми структурами, участвующими в осуществлении судебной реформы, и использовался научный потенциал.

Исходя из изложенного, II Всероссийский съезд судей постановляет:

1. Подтверждая свою приверженность последовательному и настойчивому проведению судебной реформы в Российской Федерации, призвать всех судей России к активизации усилий по реформированию суда и становлению судебной власти.

2. Отметить несовершенство вновь принимаемых законодательных актов, что затрудняет их применение или делает их неработающими.

3. Признать необходимым:

а) конституционное закрепление принципов независимости, несменяемости, неприкосновенности судей и единства правового статуса всех судей Российской Федерации, включая судей всех субъектов Российской Федерации и военных судей.

Обратиться к республикам в составе Российской Федерации с просьбой об отмене законодательных актов, противоречащих Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

б) принятие безотлагательных мер к разработке законов, реформирующих судебную систему, имея в виду, что определяющими существо судебной реформы являются законы о судопроизводстве;

в) разработку и принятие государственной программы судебной реформы, создание органа, координирующего ее проведение;

г) сохранение права законодательной инициативы за Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам их ведения;

д) исключение из компетенции Конституционного Суда Российской Федерации права проверки конституционности правоприменительной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

4. Довести настоящее постановление до сведения Президента Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, Совета Министров - Правительства Российской Федерации как мнение судей России, ожидающих от высших органов власти принятия конкретных и действенных мер для ускорения проведения судебной реформы.

5. Признать необходимым укрепить составы квалификационных коллегий судей и завершить создание советов судей там, где они еще не образованы.

6. Осуществление организационных мер, вытекающих из настоящего постановления, возложить на Совет судей Российской Федерации.


И.о. председателя
Совета судей
Российской Федерации

М.М. Бобров


г. Москва

30 июня 1993 г.



Постановление II Всероссийского съезда судей (29-30 июня 1993 года) от 30 июня 1993 г. "О ходе судебной реформы в Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации (1991-2006 годы)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение