Постановление III (внеочередного) Всероссийского съезда судей (24-25 марта 1994 года) от 25 марта 1994 г. "О концепции судебной системы Российской Федерации"

Постановление III (внеочередного) Всероссийского съезда судей (24-25 марта 1994 года) от 25 марта 1994 г.
"О концепции судебной системы Российской Федерации"

ГАРАНТ:

См. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"


- Проведя обсуждение основных направлений реформирования судебной системы Российской Федерации, представленных съезду Советом судей Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, отделом судебной реформы и судопроизводства Государственно-правового управления Президента Российской Федерации;

- учитывая опыт существующей ныне судебной системы Российской Федерации;

- осознавая, что оптимальное судоустройство в правовом государстве является одним из важнейших звеньев не только судебной реформы, но и государственного строительства в целом;

- исходя из положений принятой 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, съезд судей считает необходимым изложить свой профессиональный взгляд на будущее устройство судебной системы Российской Федерации.


О единстве судебной системы


Из Конституции Российской Федерации (глава 7) следует, что Верховный Суд Российской Федерации и другие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие арбитражные суды, Конституционный Суд Российской Федерации составляют судебную систему России. Военные суды, не упоминаемые Конституцией Российской Федерации, практически функционируют в качестве судов общей юрисдикции.

Три ветви судебной системы, обеспечивающие осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, действуют на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.

Лишь совокупная деятельность указанных судов в рамках объединяющей их судебной системы Российской Федерации гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц.

Тесная взаимосвязь ветвей судебной системы и общность принципов правового регулирования их организации и деятельности требует, чтобы объектом федерального конституционного закона о судебной системе в Российской Федерации была вся судебная система Российской Федерации в целом. Закон о судебной системе в Российской Федерации должен содержать, кроме общих для всех российских судей и судов положений, разделы, касающиеся каждой из подсистем целостной судебной системы России.

Положения федеральных конституционных законов, посвященных Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации должны соответствовать нормам закона о судебной системе в Российской Федерации и развивать их. Только в этом случае возможно достичь логической взаимосвязи указанных важнейших правовых актов.

В создании специализированных судов (трудовые, семейные, по административным делам и т.п.) кроется опасность размывания судебной системы России, которая в этом случае может утратить целостность и стройность.


О федеральной и местной судебной системе


Существующая система общих судов от районного звена и до Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных и военных судов должна быть сохранена как федеральная судебная система. Решение об образовании любого из названных судов должно приниматься центральными федеральными органами власти. Назначение судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации производится Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации (ст. 128 Конституции Российской Федерации), а остальных федеральных судей - Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, либо Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Назначение названных судей (за исключением военных судей) согласовывается с органами власти (представительной) субъектов Российской Федерации, чем достигается реализация положений пп. "л" ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Правовой основой для сохранения существующей системы судов (общих, арбитражных и военных) как федеральной являются положения новой Конституции Российской Федерации:

- в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации), в которую входят суды (ст. 10 Конституции Российской Федерации), единстве экономического пространства (ст. 8 Конституции Российской Федерации);

- основной объем законодательства, используемого в правоприменительной деятельности судов, является либо федеральным (уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство - пп. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации), либо находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах и окружающей среде - пп. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации), что означает обеспечение стержневого единства этого законодательства;

- в соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и места проживания (п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации);

Обеспечить выполнение названных положений Конституции Российской Федерации может только единая федеральная судебная система общих, арбитражных и военных судов.

Сохранение существующей системы судов как федеральной не ущемляет прав субъектов Российской Федерации, поскольку, во-первых, с органами представительной власти субъектов Российской Федерации согласовываются вопросы наделения судей полномочиями, во-вторых, федеральная судебная система в полном объеме способна обеспечить применение законодательства субъектов Российской Федерации и, в-третьих, при наличии к тому соответствующих условий (прежде всего финансовых) не исключается возможность образования судов субъектов Российской Федерации.


О системе судов общей юрисдикции


Главным в реформировании системы общих судов является определение тех целей, которые должны быть достигнуты этой реформой. В противном случае не имеет смысла затевать реформу в области судоустройства.

Концепцией судебной реформы, постановлениями I и II всероссийских съездов судей определено, что одним из основных направлений судебной реформы является реформа в области судопроизводства: обеспечение действительной состязательности процесса, введение суда с участием присяжных заседателей, подлинной апелляции и кассации.

Поэтому изменение системы общих судов призвано служить решению названных задач.

Решая эти задачи, необходимо разумно и рационально использовать уже существующие звенья системы общих судов, не допуская излишних разрушений.

В связи с этим система общих судов могла бы быть следующая:

- районный суд.

Организуется на базе существующих. Рассматривает все категории дел за теми исключениями, которые установлены процессуальным законом. Осуществляет судебный контроль за следствием. Дела рассматриваются профессиональными судьями коллегиально и единолично, а также с участием присяжных заседателей;

- республиканский, областной суд.

Организуется на базе существующих. В зависимости от региона в нем может быть образовано несколько областных судов (например, Московский областной суд северного судебного округа, Московский областной суд южного судебного округа). Является апелляционной и кассационной инстанцией по отношению к районному суду. Рассматривает дела по I инстанции в коронном составе, а также с участием присяжных заседателей;

- федеральный окружной суд.

Совершенно новое судебное звено. Образуется на территории нескольких регионов (например, Уральский федеральный окружной суд, Западно-Сибирский федеральный окружной суд и т.д.), выполняет часть нынешних функций Верховного Суда Российской Федерации. Является апелляционной инстанцией по отношению к республиканским и областным судам, а также кассационной инстанцией по отношению к делам, рассмотренным в этих судах с участием присяжных заседателей. Может являться первой инстанцией в случаях, предусмотренных процессуальным законом. По делам, рассмотренным в этом суде по I инстанции, возможна только кассация в Верховный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации.

Является кассационной инстанцией по отношению к федеральным окружным судам. Осуществляет судебный надзор за судебными постановлениями, вынесенными нижестоящими судами. Анализирует судебную практику, дает разъяснения судебной практики, вырабатывает законодательные предложения.

Данный вариант построения судебной системы общих судов позволяет достичь целей судебной реформы с минимальными затратами.


О военных судах

ГАРАНТ:

См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"


Место военных судов должно быть сохранено в рамках общей судебной системы, завершающейся Верховным Судом Российской Федерации.

Создание самостоятельной системы военных судов может иметь негативные последствия: отдаление армии от гражданского общества, снижение уровня правовой защищенности военнослужащих, нарушение принципа равенства граждан перед законом и судом.


О системе арбитражных судов

ГАРАНТ:

См. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"


Предлагается перейти на трехзвенную систему арбитражных судов:

- арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Допускается создание нескольких судов на территории одного субъекта Федерации. Выступают в качестве первой инстанции, рассматривают основную массу дел;

- апелляционные арбитражные суды.

Апелляционные арбитражные суды будут образованы в судебных округах, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации. Разрешают дела по первой, апелляционной и кассационной инстанциям. В компетенцию этих судов перейдет значительная часть процессуальных полномочий, осуществляемых в настоящее время Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, по конкретным делам, в том числе пересмотр в порядке надзора дел, рассмотренных судами субъектов Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

По первой инстанции рассматривает ограниченный круг дел, выступает как кассационная инстанция по делам, подведомственным апелляционным арбитражным судам, и осуществляет надзорное производство по протестам на решения любого арбитражного суда Российской Федерации. Коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации будут формироваться как специализированные.

Определение общей численности работников и размера расходов на содержание арбитражных судов относится к компетенции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации). Этот орган должен утверждать также штатную численность и размер расходов на содержание Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Аналогичные показатели для нижестоящих судов устанавливаются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пределах общей численности работников и расходов, определенных на содержание арбитражных судов Российской Федерации.


О мировых судьях

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"


Целью мировой юстиции является максимальное приближение правосудия к населению. Это достигается, как показывает мировой опыт, путем предоставления права рассмотрения некоторых категорий уголовных и гражданских дел при согласии сторон доверенным лицам жителей определенной части населенного пункта. В этом главный смысл мировой юстиции.

В связи с этим целесообразно предусмотреть должности мировых (местных) судей, порядок наделения полномочиями которых определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Мировые (местные) судьи в этом случае могли бы представлять из себя кандидатов на судебные должности, набирающихся практического опыта судебной деятельности.


О конституционном судопроизводстве в судебной системе Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"


В Конституции Российской Федерации ничего не говорится о конституционных судах в субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем подобные суды уже созданы в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Мордовия, Чечня) и, вероятно, этот процесс будет продолжаться.

Очевидно и то, что названные суды, также как и Конституционный Суд Российской Федерации, входят в судебную систему Российской Федерации.

В связи с этим представляется, что закон о судебной системе в Российской Федерации в разделе о Конституционном Суде Российской Федерации, помимо положений, посвященных этому суду, должен содержать положения, создающие правовое поле для создания иных конституционных (уставных) судов и их взаимоотношений с Конституционным Судом Российской Федерации.

Необходимость в этом объективно предопределяется единством Российской Федерации как целостного государства и единством ее правового пространства, в котором в то же время предполагается самостоятельное нормотворчество в субъектах Российской Федерации, но одновременно устанавливается принцип, в соответствии с которым законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить законам, принятым в пределах компетенции Российской Федерации и в пределах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 76 Конституции Российской Федерации).


О Судебном департаменте

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"


Особая актуальность осуществляемой судебной реформы определяется тем, что идет процесс разграничения компетенции трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

В этой связи особое значение приобретают вопросы становления компетентной и независимой судебной власти, создания условий, необходимых для нормальной деятельности судов, по их кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

В настоящее время эти функции возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Наряду с организационным обеспечением деятельности судов органы юстиции выполняют другие многочисленные задачи, стоящие перед ними. Работа с судами - это всего лишь одна из сторон деятельности органов юстиции.

В связи с этим съезд считает необходимым учреждение в рамках Министерства юстиции Российской Федерации Судебного департамента, единственной задачей которого должно стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Формирование и деятельность Судебного департамента должны проходить при участии и контроле со стороны органов судейского сообщества.

Это позволяет сделать первый шаг к созданию независимости и самостоятельного функционирования судебной власти.

Исходя из изложенного, III (внеочередной) Всероссийский съезд судей постановляет:

1. Довести настоящее постановление о концепций судебной системы Российской Федерации до сведения Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Считать необходимым участие представителей органов судейского сообщества в работе соответствующих органов по подготовке законопроекта о судебной системе в Российской Федерации.

3. Признать необходимым создание Судебного департамента в рамках Министерства юстиции Российской Федерации.

4. Считать необходимым законодательное закрепление порядка финансирования судов, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом, при обязательном рассмотрении парламентом Российской Федерации предложений органов судейского сообщества к соответствующим положениям федерального бюджета. Признать целесообразным установление в федеральном конституционном законе нормы отчислений из средств федерального бюджета на нужды судов, которая не подлежит уменьшению в очередном году.

5. Поручить Совету судей Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации разработать в трехмесячный срок проекты нормативных актов, обеспечивающих реализацию пункта 4 настоящего постановления.

6. Осуществление организационных мер, вытекающих из настоящего постановления, возложить на Совет судей Российской Федерации.


Председатель
Совета судей
Российской Федерации

М.М. Бобров



Постановление III (внеочередного) Всероссийского съезда судей (24-25 марта 1994 года) от 25 марта 1994 г. "О концепции судебной системы Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации (1991-2006 годы)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.