Постановление Президиума Совета судей РФ от 28 сентября 1995 г. "О результатах исполнения бюджета за 9 месяцев 1995 года в части финансирования судебной системы и предполагаемом финансировании судебной власти по проекту бюджета Российской Федерации на 1996 год"

Постановление Президиума Совета судей РФ от 28 сентября 1995 г.
"О результатах исполнения бюджета за 9 месяцев 1995 года в части финансирования судебной системы и предполагаемом финансировании судебной власти по проекту бюджета Российской Федерации на 1996 год"


Президиум Совета судей Российской Федерации заслушал информацию председателя Совета судей Российской Федерации Сидоренко Ю.И. и заместителя Министра юстиции Российской Федерации Радько Т.Н. о результатах исполнения бюджета за 9 месяцев 1995 года в части финансирования судебной системы и предполагаемом финансировании судебной власти по проекту бюджета Российской Федерации на 1996 год.

В ходе изучения соответствующих документов и изучения проблемы материально-финансового обеспечения судов Президиум пришел к единодушному мнению о том, что до настоящего времени в России не созданы условия для возрождения и утверждения полноценной судебной власти.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. "Об укреплении Российского государства" было подчеркнуто: "Если в государстве существует сильная судебная система, то сильно и само государство... Суды надо финансировать в полном объеме. Это важно не только для поднятия престижа судебной власти, но и для обеспечения полной независимости судов от органов власти всех уровней".

Через год, 16 февраля 1995 г., Президент Российской Федерации вновь возвращается к этому вопросу и в очередном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечает: "... Без полноценной судебной власти остальные ветви государственной власти неэффективны, а, следовательно, остается неустойчивой и государственная система в целом...

Неоднократно уже говорилось, что престиж суда, судейского корпуса во многом зависит от их кадрового и материально-финансового обеспечения. Тем не менее в этой области сделано недопустимо мало... Исполнительная власть по-прежнему в огромном долгу перед властью судебной. Оставляя ее на положении второстепенной... мы, по существу, подрываем основы государственности".

Тем не менее, несмотря на прямые указания главы государства, при формировании федерального бюджета на 1995 год расходы на содержание судов были определены в размере 950,6 млрд. рублей, что было заведомо недостаточно для обеспечения эффективного осуществления правосудия. Более того, задолженность судьям за 1994 год в сумме 84,6 млрд. рублей не была погашена, так как это не было предусмотрено Минфином России при формировании бюджета текущего года.

Кроме того, начиная с первых дней 1995 года Минфин России не обеспечил финансирование судов в полном объеме, в результате чего по итогам I квартала текущего года задолженность по ассигнованиям на содержание судебной системы возросла до 146,9 млрд. рублей, и положение стало катастрофическим.

Сложившаяся ситуация, чреватая парализацией судебной деятельности, явилась одной из причин встречи членов Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации с Борисом Николаевичем Ельциным (23 марта 1995 г.).

Президент Российской Федерации 29 марта 1995 г. утвердил Перечень поручений для реализации и контроля по итогам этой встречи (Пр-449 от 29.03.1995) и обязал Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина B.C., а также Министра финансов Российской Федерации Панскова В.Г. "при разработке проекта федерального бюджета на 1996 и последующие годы предусматривать приоритетное финансирование судов" (пункт 2); "обеспечить финансирование судов в 1995 году не ниже среднего уровня финансирования правоохранительных органов, погасив образовавшуюся задолженность" (пункт 3).

Кроме того, через месяц Президент Российской Федерации издал Указ от 23 мая 1995 г. N 521 "О некоторых организационных мерах по ускорению проведения судебной реформы в Российской Федерации", где обязал Правительство Российской Федерации в 2-месячный срок произвести научно обоснованные расчеты средств федерального бюджета, необходимые для эффективного осуществления правосудия; предусмотреть приоритетное финансирование федеральных судов при подготовке федерального бюджета на 1996 год (пункт 1 Указа). Руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Президент Российской Федерации обязал предоставить нуждающимся судам соответствующие помещения до 1 октября с.г., предупредив их о персональной ответственности (пункт 2 Указа).

Президиум Совета судей Российской Федерации вынужден констатировать, что вышеуказанные поручения и Указ Президента Российской Федерации практически проигнорированы Правительством Российской Федерации и не в полной мере исполняются руководителями исполнительной власти на местах.

На сегодняшний день Минфином России не погашена задолженность судам за 1994 год (84,6 млрд. рублей) и за 9 месяцев 1995 года (54,8 млрд. рублей). Кроме того, под надуманным предлогом не осуществляется финансирование расходов по приобретению жилья для судей (110 млрд. рублей), хотя отсутствуют законные основания, позволяющие приостанавливать действие пункта 11 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которым такое финансирование из федерального бюджета предусмотрено (в том числе и в новой редакции Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федераций").

Особенно цинично проявлено пренебрежение к нуждам судейской власти в процессе формирования проекта федерального бюджета на 1996 год.

При рассмотрении в Министерстве финансов Российской Федерации заявки Минюста России, согласованной с судейским корпусом страны, о финансировании текущей деятельности судебной системы в следующем году на сумму 5,5 трлн. рублей она была урезана до 1,6 трлн. рублей, т.е. удовлетворена лишь на 30 процентов. Что касается дополнительных средств, необходимых для реализации законодательных актов, направленных на совершенствование правосудия и принятых в 1994-1995 годах, то из требуемых 3,4 трлн. рублей выделено менее одной десятой заявки, т.е. всего 300 млрд. рублей.

При таком произволе чиновников невозможно обеспечить не только приоритетное, а жизненно необходимое финансирование судебной власти.

Подобное отношение к нуждам судов подрывает в судейском сообществе веру в искренность деклараций о заинтересованности государства в сильной судебной власти.

Совету судей Российской Федерации пока удается удерживать членов судейского сообщества от неконституционного выражения ими своего законного возмущения, но терпение судейского корпуса небеспредельно.

Многие судьи расценивают ситуацию с финансированием судов как попытку исполнительной власти набросить финансовую удавку на возрождающуюся в России независимую судебную власть при пассивно-созерцательном отношении к этому власти законодательной - Федерального Собрания Российской Федерации.

Что касается выделения судам зданий, пригодных для осуществления правосудия, то положение здесь меняется в лучшую сторону.

Однако на сегодняшний день здания еще 128 судов находятся в аварийном состоянии. Достаточно вспомнить Ставропольский краевой суд, где в одном здании находится суд и еще 8 организаций, Кисловодский горнарсуд, абсолютно неприспособленный для отправления правосудия, городской суд Санкт-Петербурга и Ленинградский областной суд, находящиеся под одной крышей, Одинцовский горнарсуд, ютящийся на первом этаже жилого дома, Верховный Суд Республики Карелия, имеющий на цокольном этаже ресторан и многие другие.

Отрадно, что эта проблема постоянно находится в поле зрения Президента Российской Федерации и поэтому, наверное, будет решена.

В связи с изложенным Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:

1. Информацию принять к сведению и поручить Председателю Совета судей Российской Федерации Сидоренко Ю.И. довести ее содержание до сведения членов Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации 10 октября 1995 г.

2. Просить Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. поручить Контрольному управлению Президента Российской Федерации проверить деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц, которым адресованы поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 1995 г. (Пр-449, пункты 2 и 3) и Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1995 г. N 521 "О некоторых организационных мерах по ускорению проведения судебной реформы в Российской Федерации".

3. Предложить Правительству Российской Федерации безотлагательно принять меры к исполнению пунктов 2 и 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 марта 1995 г. (Пр-449), пункта 1 Указа Президента РФ от 23 мая 1995 г. N 521 и повторно рассмотреть бюджетную заявку Минюста России на 1996 год в части финансирования федеральных судов.

4. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при обсуждении проекта федерального бюджета на 1996 год учитывать необходимость:

- обязательного рассмотрения предложений судейского сообщества России о соответствующих положениях федерального бюджета;

- выделения в бюджете отдельной строкой расходов на содержание федеральных судов, которые должны в полной мере обеспечивать эффективность и независимость судебной власти;

- законодательного обеспечения защищенности всех без исключения статей текущих расходов на содержание судов, т.е. обеспечения финансирования судебной системы в полном объеме.

5. Просить Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Филатова С.А. ускорить подготовку проекта указа Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации", учитывая при этом необходимость приведения его содержания в соответствие с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. N 947 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации".

6. Настоящее постановление направить Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Государственной Думы, Председателю Совета Федерации, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, Министру финансов Российской Федерации, Министру юстиции Российской Федерации, начальникам Контрольного управления и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Председателю Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации и для сведения всем членам Совета судей Российской Федерации, председателям судов, председателям советов судей субъектов Российской Федерации.


Председатель
Совета судей
Российской Федерации

Ю.И. Сидоренко



Постановление Президиума Совета судей РФ от 28 сентября 1995 г. "О результатах исполнения бюджета за 9 месяцев 1995 года в части финансирования судебной системы и предполагаемом финансировании судебной власти по проекту бюджета Российской Федерации на 1996 год"


Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации (1991-2006 годы)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение