Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2008 г. N 82-Г08-1 Кандидату в депутаты отказано в регистрации, поскольку избирательной комиссией было выявлено более десяти процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2008 г. N 82-Г08-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Еременко Т.И., Соловьева В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Избирательной комиссии Курганской области, Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 Западный, по представлению прокурора Прокуратуры Курганской области на решение Курганского областного суда от 18 января 2008 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Избирательной комиссии Курганской области Пшеничникова В.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя заявителя Бабича О.Б., возражавшего против кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 - Западный от 11 января 2008 г. N 4/10 Гребенщикову В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Курганской областной Думы.

Гребенщиков В.В. оспорил указанное решение в суде, ссылаясь на нарушения его избирательных прав, которые выразились в том, что незаконно, без его уведомления и участия была проведена дополнительная проверка подписных листов, которая выявила более 10% недостоверных и недействительных подписей избирателей, ему не была предоставлена возможность ознакомиться с результатами этой проверки и возможность представить свои возражения.

Указанным решением Курганского областного суда заявление Гребенщикова В.В. удовлетворено, решение окружной избирательной комиссии признано незаконным и на нее возложена обязанность зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Курганской областной Думы.

В кассационных жалобах избирательной комиссии области, окружной избирательной комиссии, представлении прокурора Прокуратуры Курганской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления Гребенщикова В.В.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления прокурора, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Пунктом 2 ст. 16 Закона Курганской области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" установлен десятидневный срок проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов и достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

При этом закон предусматривает, что избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений об избирателях, о соблюдении порядка сбора подписей (п. 3 ст. 16 областного закона).

Как следует из материалов дела, Гребенщиков В.В. 2 января 2008 г. представил в окружную избирательную комиссию необходимое количество подписных листов с подписями избирателей.

8 января 2008 г. рабочая группа проверила подписи и установила недействительность двух подписей избирателей. Об итогах проверки был составлен соответствующий протокол.

В последующем в пределах установленного для проверки подписей срока и права, предоставленного законом окружной избирательной комиссии, последняя направила запросы о проверке достоверности, сведений об избирателях в избирательную комиссию области и Управление Федеральной миграционной службы России по Курганской области.

В результате указанных проверок была выявлена недостоверность сведений о 26 избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты Гребенщикова В.В., что составило более 10% недостоверных и недействительных подписей избирателей и явилось основанием для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты.

Признавая незаконным решение избирательной комиссии об отказе Гребенщикову В.В. в регистрации кандидатом в депутаты, суд исходил из того, что избирательной комиссией были нарушены права кандидата при проверке подписных листов, которые заключались в проведении дополнительной проверки достоверности сведений об избирателях и не вручении ему за двое суток до заседания комиссии копии протокола об итогах проверки подписных листов.

Принимая такое решение, суд оставил без внимания следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Как федеральный закон, так и закон субъекта о выборах предусматривают определенный срок, в течение которого должна быть проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Законом Курганской области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" установлен десятидневный срок для проведения такой проверки (п. 2 ст. 16 Закона).

Из материалов дела видно, что этот срок избирательной комиссией был соблюден.

Следовательно, действующее избирательное законодательство ограничивает проведение проверки подписных листов кандидата лишь определенным сроком и не связывает его с составлением протокола об окончании такой проверки. Более того, согласно п. 9 ст. 16 Закона области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" протокол проверки подписных листов прилагается к решению комиссии о регистрации, а сведения, содержащиеся в нем, отражают лишь результаты проверки подписных листов рабочей группой.

Ни федеральное законодательство, ни закон области о выборах не исключают возможности проведения, как указал суд, дополнительной проверки подписных листов, но в течение установленного законом срока для проведения такой проверки.

Что касается нарушения сроков передачи кандидату Гребенщикову В.В. итогового протокола о результатах проверки подписных листов, то данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии.

Более того, как усматривается из материалов дела, за день до принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты ему было известно о результатах проверки подписных листов с привлечением управления миграционной службы.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 9 ст. 16 закона области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" судом могла быть осуществлена проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией соответствующего решения.

Однако информация о достоверности сведений об избирателях, полученная из миграционной службы, заявителем под сомнение поставлена не была, а суд посчитал, что проверка этих сведений не относится к предмету рассмотрения данного дела.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия полагает, что решение Курганского областного суда, которым удовлетворено заявление Гребенщикова В.В., не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, Судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В связи с тем, что суд обратил к немедленному исполнению решение в части регистрации Гребенщикова В.В. и во исполнение решения избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 3 - Западный зарегистрировала 19 января 2008 г. заявителя кандидатом в депутаты Курганской областной Думы, Судебная коллегия полагает необходимым в порядке ст. 445 ГПК РФ произвести поворот исполнения решения.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Курганского областного суда от 18 января 2008 г. отменить.

Принять новое решение, которым Гребенщикову В.В. в удовлетворении его заявления об отмене решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 - Западный от 11 января 2008 г. N 4/10 отказать.

В порядке статьи 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произвести поворот исполнения решения Курганского областного суда от 18 января 2008 г., отменить решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 - Западный от 19 января 2008 г. N 7/11, которым Гребенщиков В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Курганской областной Думы.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2008 г. N 82-Г08-1


Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2008 г., N 12 (в извлечении)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.