Решение Верховного Суда РФ от 28 июля 2006 г. N ВКПИ06-52 Оспариваемое (в части) постановление Правительства РФ не противоречит законодательству о статусе военнослужащих, не нарушает прав и законных интересов военнослужащих, поскольку уменьшение размера суточных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, направленных в служебную командировку на территории иностранных государств для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, обусловлено существенным снижением фактических расходов, которые военнослужащий несет во время нахождения в служебной командировке, а также возмещением ему государством расходов на питание в иной форме

Решение Верховного Суда РФ от 28 июля 2006 г. N ВКПИ06-52


Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 декабря 2006 г. N КАС06-447 настоящее решение оставлено без изменения

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Г.И. о признании недействующим пункта 8 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2005 года N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" в части, устанавливающей выплату отдельным категориям военнослужащих суточных в иностранной валюте в размере 30 процентов суточных, определенных указанным нормативным правовым актом, установила:

К.Г.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с требованиями о признании противоречащим п. 8 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" п. 8 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, в части, устанавливающей выплату суточных в иностранной валюте в размере 30 процентов суточных, определенных указанным нормативным правовым актом, военнослужащим по контракту, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, в отношении которых продовольственное обеспечение производится в форме организации питания по месту военной службы. При этом К. заявил, что названный нормативный правовой акт в данной части нарушает его право на получение суточных в полном размере за периоды нахождения его в служебных командировках на территории Республики Таджикистан, поскольку в указанные периоды командованием не было организовано питание по месту его службы, в связи с чем он был вынужден питаться за счет личных денежных средств.

В судебном заседании заявитель и его представитель указанные требования поддержали.

Представитель Правительства Российской Федерации К.Н.С. требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав на то, что выплата суточных в размере, установленном оспариваемым пунктом Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2005 года N 812, обусловлена организацией в установленном порядке питания по месту военной службы за счет государства, а, следовательно, не нарушает прав и законных интересов военнослужащих на компенсацию командировочных расходов.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., полагавшего необходимым заявление оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление К. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правительство Российской Федерации, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 110 Конституции РФ осуществляя исполнительную власть в РФ, обеспечивает, в частности посредством издания нормативных правовых актов, регулирование в области обеспечения обороны и государственной безопасности, в том числе принимает меры по обеспечению социальных гарантий для военнослужащих (ст. 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Кроме того, издание актов Правительства РФ на основании и во исполнение федеральных законов предусмотрено ч. 1 ст. 115 Конституции РФ.

Право военнослужащих, направляемых в командировки, на компенсацию командировочных расходов предоставлено пунктом 8 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Этим же пунктом на Правительство РФ возложена обязанность определения порядка и размеров выплат, причитающихся в этом случае военнослужащим.

Постановлением от 26 декабря 2005 года N 812 Правительство РФ в пределах своей компетенции установило размер и порядок выплаты суточных - денежных средств на командировочные расходы в иностранной валюте при служебных командировках за пределы Российской Федерации работников всех организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Оспариваемым же п. 8 указанного нормативного правового акта установлена выплата суточных в иностранной валюте в размере 30 процентов суточных, определенных этим же Постановлением, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, направленным в служебную командировку на территории иностранных государств для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, только в случае, если их продовольственное обеспечение в период этой командировки осуществляется в виде организации бесплатного питания по месту прохождения военной службы (при условии отсутствия у них права на получение должностных окладов в иностранной валюте). Такое снижение размера суточных обусловлено существенным снижением фактических расходов, которые военнослужащий несет во время нахождения в служебной командировке, и возмещением ему государством расходов на питание в иной форме. При этом положения, закрепленные в оспариваемом пункте Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2005 года N 812, не носят дискриминирующего характера для военнослужащих, поскольку в п. 7 этого же нормативного правового акта содержит аналогичную правовую регламентацию выплаты суточных другим работникам организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, в случае освобождения их от фактических расходов на питание и возложения этих расходов на другие источники.

Таким образом, оспариваемый пункт 8 указанного Постановления Правительства РФ не противоречит Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" и не нарушает права и законные интересы военнослужащих.

Что касается довода К. о том, что в период нахождения его в служебной командировке на территории Республики Таджикистан командованием не было организовано бесплатное питание по месту его службы, то он не влияет на законность вышеуказанного нормативного правового акта, а отказ в удовлетворении заявления о его оспаривании не препятствует возможности К. обращения за судебной защитой нарушенных прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, решила:

К.Г.И. в удовлетворении его заявления о признании недействующим пункта 8 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2005 года N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" в части, устанавливающей выплату отдельным категориям военнослужащих суточных в иностранной валюте в размере 30 процентов суточных, определенных указанным нормативным правовым актом, отказать.

Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения.



Решение Верховного Суда РФ от 28 июля 2006 г. N ВКПИ06-52


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 декабря 2006 г. N КАС06-447 настоящее решение оставлено без изменения


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.