Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2008 г. N 64-Г08-1 Об отказе в признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 г. N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2008 г. N 64-Г08-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Л. и Ч. о признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" в редакции постановления администрации Сахалинской области от 3 декабря 2007 года N 206-па "О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади", по кассационной жалобе Л. и кассационному представлению прокурора Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 5 декабря 2007 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации С.В.Н., объяснения представителя администрации Сахалинской области К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры З., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

20 августа 2007 года администрацией Сахалинской области принято постановление N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади", которое опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 22.08.2007 г. N 153(2880), и подписано губернатором Сахалинской области. Пунктом 1 данного постановления утверждены следующие нормы предоставления гражданам жилой площади:

33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина;

42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью, состоящую из двух человек;

18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Постановлением администрации Сахалинской области от 3 декабря 2007 года N 206-па "О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" в указанное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми в абзаце 3 пункта 1 слова и цифры "42 квадратных метра" заменены словами и цифрами "36 квадратных метра".

Данное постановление опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 5 октября 2007 года N 181(2908) и подписано исполняющим обязанности губернатора области.

15 ноября 2007 года Л. и Ч. обратились в Сахалинский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" в редакции постановления от 3 октября 2007 года N 206-па "О внесении изменений в постановление администрации области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" и постановления администрации Сахалинской области от 3 октября 2007 года N 206-па "О внесении изменений в постановление администрации области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади".

В обоснование заявленных требований указали, что Л. является собственником квартиры 39 в доме N 25 по улице Береговой в городе Невельске, в которой имеет регистрацию и постоянно проживает ее дочь Ч. В результате землетрясения, происшедшего 2 августа 2007 года в городе Невельске Сахалинской области, их дом получил повреждения, относящиеся к третьей категории и был выведен из жилищного фонда на основании постановления мэра Невельского муниципального района от 30 августа 2007 года N 571 "Об утверждении заключений межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, аварийными и подлежащими сносу на территории муниципального образования "Невельский муниципальный район" и распоряжения администрации Сахалинской области от 31 августа 2007 года N 504-ра "О выводе жилых домов из жилого фонда". В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" Л. и Ч. имели право на получение государственного жилищного сертификата на общую площадь 42 квадратных метра. Однако, в связи с принятием постановления администрации области от 3 октября 2007 года N 206-па "О внесении изменений в постановление администрации области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" им был выдан сертификат на двух человек на предоставление общей площади жилого помещения размером лишь 36 квадратных метров. По мнению заявителей, постановление администрации Сахалинской области от 3 октября 2007 года N 206-па принято исполняющим обязанности губернатора Сахалинской области, не имеющим на то полномочий, поскольку по состоянию на 3 октября 2007 года губернатор Сахалинской области Х. находился в служебной командировке, тогда как в соответствии со статьей 29 Устава Сахалинской области первый вице-губернатор исполняет его обязанности лишь в случае отпуска или болезни.

В судебном заседании Л. и Ч. заявленные требования поддержали, уточнив, что просят признать недействующим постановление администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" в редакции постановления администрации Сахалинской области от 3 октября 2007 года N 206-па "О внесении изменений в постановление администрации области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади".

Представитель администрации Сахалинской области К. возражал против удовлетворения требований Л. и Ч., указав, что оспариваемое заявителями постановление администрации Сахалинской области принято исполняющим обязанности губернатора Сахалинской области в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.

Решением Сахалинского областного суда от 5 декабря 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационном жалобе Л. просит решение суда, состоявшееся по данному делу, отменить, утверждая, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на ошибочном понимании и применении судом норм жилищного права.

В кассационном представлении прокурора Сахалинской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 названного закона принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

На основании пунктов "а", "г", "з" статьи 10 приведенного закона Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 данного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Статьей 18 названного закона закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение приведенных норм и целей оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 7 июня 1995 года, Правительством РФ издано Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".

В соответствии с пунктом 1 данного Постановления признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

При этом определено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации. В этой связи распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2007 года N 1452-р Министерству финансов России в 2007 году предписано выдать администрации Сахалинской области 443 государственных жилищных сертификата для предоставления их гражданам, лишившимся жилья на территории Невельского района Сахалинской области в результате землетрясения, происшедшего 2 августа 2007 года.

Пунктом 2 вышеназванного Постановления предусмотрено, что государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29-33 квадратных метра общей площади на одинокого гражданина.

В ходе судебного разбирательства установлено, что определение социальной нормы жилой площади, предоставляемой гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья с ограничениями лишь в части установления низшего предела социальной нормы жилой площади, приходящейся на семью в зависимости от ее численного состава.

В этой связи судом обоснованно принято во внимание, что установление администрацией Сахалинской области нормы общей площади жилого помещения в размере 36 квадратных метров на семью, состоящую из 2-х человек, осуществлено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и нормы, установленной вышеназванным Постановлением Правительства. По мнению суда, оснований для вывода о противоречии постановления администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 года N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" в редакции постановления администрации Сахалинской области от 3 октября 2007 г. N 206-па действующему федеральному законодательству не имеется.

С указанным суждением следует согласиться.

Доказательств того, что оспариваемые постановления ставят Л. и ее дочь Ч. в неравные условия с участниками федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, суду не представлено.

Заявители ошибочно относят себя к числу лиц, определенных участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

21 марта 2006 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Вышеназванными постановлениями определен исчерпывающий круг лиц, которые признаются участниками Подпрограммы, и в отношении которых для расчета размера субсидии закреплен норматив общей площади жилого помещения, предусматривающий на семью из 2-х человек 42 квадратных метра.

С учетом анализа указанных постановлений, судом обоснованно сделан вывод о том, что лица, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, участниками данной Программы не являются, закрепленный ею норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на них не распространяется.

Достаточно тщательно проверен судом и довод заявительниц об отсутствии у лица, подписавшего оспариваемое ими постановление, соответствующих полномочий.

Как видно по делу, постановление администрации Сахалинской области от 3 октября 2007 г. N 206-па "О внесении изменений в постановление администрации области от 20 августа 2007 г. N 171-па "Об утверждении норы предоставления гражданам жилого помещения" подписано исполняющим обязанности губернатора Сахалинской области.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственности власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 7.1 статьи 18 названного закона в случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Сахалинской области от 29 декабря 2001 г. N 309 "Об администрации Сахалинской области" определено, что постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Сахалинской области является администрация Сахалинской области, возглавляемая губернатором Сахалинской области.

Согласно пункту 3 статьи 12 названного закона в случае, если губернатор не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет первый вице-губернатор Сахалинской области с ограничениями, установленными Уставом Сахалинской области.

В силу статьи 29 Закона Сахалинской области от 9 июля 2001 г. N 270 "Устав Сахалинской области" первый вице-губернатор Сахалинской области и вице-губернаторы Сахалинской области выполняют свои функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных губернатором области.

В случае, когда губернатор Сахалинской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, исполнение обязанностей осуществляется первым вице-губернатором Сахалинской области, за исключением права законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе, права обнародования и отклонения законов Сахалинской области и права роспуска Сахалинской областной Думы.

Изучив указанные положения законодательства Сахалинской области, суд сделал правильный по существу вывод о том, что на период болезни или отпуска губернатора Сахалинской области, предполагающий длительное отсутствие высшего должностного лица субъекта, его обязанности, за исключением перечисленных прав, вправе осуществлять только первый вице-губернатор области, что не исключает исполнение его обязанностей во всех иных случаях, включая командировку, в том числе, и иным должностным лицом.

Вместе с тем п. 10 распоряжения губернатора Сахалинской области от 28 сентября 2007 г. N 67-р "О временном распределении полномочий" на время отсутствия губернатора области в связи с командировкой его замещал С.К.М., назначенный 27 сентября 2007 г. первым вице-губернатором области, и на которого распоряжением губернатора области от 28 сентября 2007 г. N 183-к возложено исполнение обязанностей губернатора области.

Следовательно, суд правильно установил, что оспариваемое постановление администрации Сахалинской области от 3 октября 2007 г. N 206-па подписано исполняющим обязанности губернатора области в пределах предоставленных ему полномочий.

С учетом указанных обстоятельств судом правильно отмечено, что оснований для удовлетворения заявленных Л. и Ч. требований о признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 г. N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" в редакции постановления администрации Сахалинской области от 3 октября 2007 г. N 206-па "О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 20 августа 2007 г. N 171-па "Об утверждении нормы предоставления гражданам жилой площади" не имеется.

Таким образом, решение Сахалинского областного суда от 5 декабря 2007 года, постановленное по данному делу, является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Доводы кассационной жалобы и представления прокурора не могут быть признаны состоятельными, так как, не оспаривая установленных судом обстоятельств, сводятся к иной их оценке, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного по делу решения суда.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Сахалинского областного суда от 5 декабря 2007 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л. и кассационное представление прокурора без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2008 г. N 64-Г08-1


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.