Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 74-Г08-13 Доводы кассационной жалобы о якобы имевших фактах подкупа кандидатом избирателей, использования преимуществ служебного или должностного положения, использования на проведение предвыборной кампании денежных средств, превышающих сумму максимально допустимого размера расходования, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 74-Г08-13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.

судей Меркулова В.П. и Калининой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Сайсарской окружной избирательной комиссии на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2008 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления об отмене регистрации Федорова В.Ю. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя избирательной комиссии Товарова А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Федорова В.Ю. адвоката Местниковой Т.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда надлежит оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Сайсарская окружная избирательная комиссия избирательного округа N 2 г. Якутска обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) Федорова В.Ю, ссылаясь на факты совершения им подкупа избирателей, неоднократного использования преимуществ служебного или должностного положения, использования на ведение избирательной кампании денежных средств помимо избирательного фонда в размере, превышающем установленный законом предел.

В обоснование заявленных требований Сайсарская ОИК указывала на то, что в период избирательной кампании кандидатом Федоровым В.Ю. грубо нарушены правила предвыборной агитации.

Так, 27 декабря 2007 года после 19 часов жильцам домов по ул. Маяковского Сайсарского избирательного округа от имени депутата Федорова В.Ю. вручались новогодние подарки и два вида календарей - с логотипом Детского центра "Айхал", где Федоров В.Ю. указан учредителем, и новогодним поздравлением с изображением Федорова В.Ю.

С 25 по 29 декабря 2007 года Детский культурный центр "Айхал", учредителем которого является Федоров В.Ю., проводил детские утренники с раздачей детям подарков.

Кроме того, Федоровым В.Ю. в принадлежащей ему газете "Вместе", а также на телеканале "СТС-Хоту" проводилась предвыборная агитация, где освещалась благотворительная деятельность Федорова В.Ю. в отношении жителей его избирательного округа.

Данные факты, по мнению заявителя, свидетельствуют о подкупе избирателей, использовании служебного или должностного положения, незаконном распространении агитационного печатного материала, и нарушают избирательные права граждан.

Решением суда от 12 февраля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе окружная избирательная комиссия просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

В статье 47 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутии)", статье 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлены ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидатов.

Так, кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения согласно названным выше нормам избирательных законов понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидатов; обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Отказывая заявителю в требовании об отмене регистрации кандидата Федорова В.Ю. по данному основанию, суд обоснованно исходил из того, что Федоров В.Ю. на государственной должности не состоит, выборную муниципальную должность не замещает, и членом органов управления ни "Детского культурного реабилитационного центра "Айхал", ни газеты "Вместе" не является.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация может быть отменена судом в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Согласно статье 2 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ и статье 8 Закона РС(Я), под предвыборной агитацией в настоящем законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата. Сайсарская ОИК указывала на то, что Федоровым В.Ю. при изготовлении календарей с его изображением превышена предельная сумма расходов, предусмотренная законодательством на проведение предвыборной агитации.

Судом установлено, что печатная продукция в виде карманных и настольных календарей с изображением Федорова В.Ю. была изготовлена в рамках маркетинговой программы сети магазинов Мебель-салон "Виктория", где часть календарей и распространялась. Однако после подачи уведомления о самовыдвижении Федорова В.Ю. кандидатом в депутаты указанная продукция была изъята из оборота.

При этом заказ на изготовление календарей поступил до начала избирательной кампании от Федоровой В.М., являющейся директором сети магазинов ООО "Виктория".

Обозрев в судебном заседании календари, суд установил, что они не содержат данных, которые свидетельствовали бы о побуждении избирателей к голосованию за Федорова В.Ю. как за кандидата в народные депутаты. Правомерно учтено судом и то обстоятельство, что сеть мебельных магазинов расположена вне территории Сайсарского избирательного округа, поэтому данная печатная продукция не могла рассматриваться как агитационная, формирующая у избирателей данного округа положительный образ Федорова В.Ю. и влияющая на результат на предстоящих выборах их волеизъявления.

При этом суд обоснованно отметил и то, что избирательное законодательство запрета на бесплатное распространение печатных материалов при проведении предвыборной агитации не содержит.

При исследовании финансового отчета, сведений о поступлении и расходовании денежных средств по специальному избирательному счету избирательного фонда кандидата Федорова В.Ю., превышения использования на ведение избирательной компании денежных средств помимо избирательного фонда свыше 5% от предельного размера расходования избирательного фонда кандидата не установлено.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 7 статьи 76 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом при установлении факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Пунктом 2 статьи 56 этого же Закона кандидатам, их доверенным лицам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки, иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 27 декабря 2007 года в Сайсарском избирательном округе детям, детям-инвалидам и детям многодетных семей действительно раздавались новогодние подарки (наборы конфет) и карманные календари с логотипом ДКЦ "Айхал".

Однако их распространением занимались граждане по поручению директора ДКЦ "Айхал", которые не являются доверенными лицами кандидата в депутаты Федорова В.Ю.

Доказательств того, что эти подарки распространялись по поручению кандидата Федорова В.Ю., заявитель не представил.

Из содержания записи программы СТС-Хоту судом было установлено, что новогодние поздравления известных лиц города, включая Федорова В.Ю., были записаны в рамках программы "Семейный альбом" на основании соглашения о сотрудничестве между ООО "Брэнд-Мастер" и ДКЦ "Айхал" без согласия и согласования с Федоровым В.Ю. К тому же элементов предвыборной агитации в пользу данного кандидата в передаче не содержится.

Таким образом, проанализировав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд правильно признал приведенные заявителем факты подкупа избирателей Федоровым В.Ю., использования им преимуществ служебного или должностного положения, использования на проведение предвыборной кампании денежных средств, превышающих сумму максимально допустимого размера расходования, не нашедшими своего подтверждения.

Доводы кассационной жалобы избирательной комиссии направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Сайсарской окружной избирательной комиссии - без удовлетворения.


Председательствующий 

В.Б. Хаменков


Судьи 

В.П. Меркулов



Л.А. Калинина


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 74-Г08-13


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение