Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 122-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдурахмановой Людмилы Бегляровны на нарушение ее конституционных прав пунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 122-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдурахмановой Людмилы Бегляровны на нарушение ее конституционных прав пунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев по требованию гражданки Л.Б. Абдурахмановой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.Б. Абдурахманова оспаривает конституционность пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 данного Федерального закона, если указанные граждане и лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Как следует из представленных материалов, Л.Б. Абдурахманова является лицом без гражданства, в течение 12 лет проживает на территории Российской Федерации, вида на жительство не имеет. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2007 года Л.Б. Абдурахмановой и Н.В. Абдурахманову было отказано в удовлетворении их заявления о признании недействующим подпункта "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325) в части, предусматривающей необходимость представления вида на жительство для решения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение по смыслу, придаваемому ему толкованием, данным в решении Верховного Суда Российской Федерации, препятствует приобретению гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, ограничивает право на гражданство Российской Федерации и тем самым противоречит нормам международного права и статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

2. Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" установлены условия приобретения гражданства Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства (к указанной категории относится и заявительница), названный Федеральный закон предоставляет право приобрести гражданство Российской Федерации не в общем, а в упрощенном порядке, без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", закрепляющим требование об определенном сроке непрерывного проживания на территории Российской Федерации, исчисляемом со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, а для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, - об исчислении срока проживания со дня регистрации по месту жительства.

Нормы о необходимости представления иностранным гражданином и лицом без гражданства, обратившимся с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, вида на жительство как документа, подтверждающего право на постоянное проживание в Российской Федерации на законном основании, а для лица без гражданства - являющегося одновременно и документом, удостоверяющим его личность, согласуются с положениями федерального законодательства о порядке пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26 января 2007 года N 25-О, положения статей 13 и 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", закрепляющие требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство, а у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы, гарантированные статьями 6, 17 (части 1 и 2), 19 (часть 2), 21 (часть 1), 24 (часть 2), 27 (часть 2), 37 (часть 1), 38 (часть 1), 39 (часть 1), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 55 (часть 2) и 62 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и как исключающие возможность при соблюдении установленного порядка приобрести гражданство Российской Федерации.

Что касается законности и обоснованности принятых по заявлениям Л.Б. Абдурахмановой правоприменительных решений, то их проверка не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдурахмановой Людмилы Бегляровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов


Оспаривалась конституционность положения ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" о порядке получения гражданства РФ бывшими гражданами СССР, которые проживали и проживают в государствах, ранее входивших в состав СССР, и не получили гражданства этих государств.

По мнению заявителя, данная норма является неконституционной и противоречит нормам международного права, поскольку по смыслу, придаваемому толкованием, предусматривает необходимость представления вида на жительство вышеуказанными лицами для решения вопроса об их приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Как пояснил КС РФ, нормы о необходимости представления иностранным гражданином и лицом без гражданства, обратившимся с заявлением о приеме в гражданство РФ, вида на жительство как документа, подтверждающего право на постоянное проживание в РФ на законном основании, а для лица без гражданства - являющегося одновременно и документом, удостоверяющим его личность, согласуются с положениями федерального законодательства о порядке пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан (лиц без гражданства). Требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство, а у иностранных граждан и вышеуказанных лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, регистрации по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г. либо разрешения на временное проживание или вида на жительство, во взаимосвязи с положениями законодательства о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.


Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 122-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдурахмановой Людмилы Бегляровны на нарушение ее конституционных прав пунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"


Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 9 (специальный выпуск)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.