Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2008 г. N КАС08-37 Оспоренный (в части) нормативный правовой акт к вопросу об условиях предоставления и порядке определения размера жилищных субсидий в соответствии с программой местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков принят в пределах компетенции Правительства РФ и соответствует закону, во исполнение положений которого он и был принят, при этом оспариваемые положения Правил не лишают заявителя права в выборе на получение жилищных субсидий на условиях, предусмотренных для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2008 г. N КАС08-37


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующими пунктов 9 и 11 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428, по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф., заключение прокурора М., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

в соответствии с пунктом 9 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428, размер субсидии, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно пункту 11 Правил субсидии предоставляются при условии, что:

гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии;

гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременения, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.

Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением о признании недействующими: пункта 9 Правил, в части определения размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации; и пункта 11 Правил, в части того, что безвозмездные субсидии на приобретение жилых помещений предоставляются за счет средств федерального бюджета, при обязательной передаче занимаемого жилого помещения и не предусматривают предоставление жилищной субсидии с уменьшением ее размера на стоимость проданного жилья. При этом заявитель указал, что оспариваемые им положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусматривающему возможность уменьшения размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи при продаже гражданином жилья, тогда как оспариваемые положения пункта 11 Правил являются основанием для отказа в предоставлении жилищной субсидии.

Кроме того, заявитель указал, что предусмотренное пунктом 9 Правил ограничение стоимости 1 кв. метра по размеру среднерыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации нарушает право граждан, нуждающихся в получении субсидий, поскольку гражданин не сможет приобрести себе жилье в избранном для проживания регионе.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2007 года в удовлетворении заявленного К. требования отказано.

В кассационной жалобе К. ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его вынесенным при неправильном применении норм материального права, в частности, без учета положений об основных условиях исчисления размера жилищных субсидий, закрепленных в Федеральном законе "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Также заявитель указал, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, поскольку оспоренным (в части) нормативным правовым актом незаконно "уменьшен объем обязательства государства по предоставлению жилищных субсидий".

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 года N 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).

Так, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрено распределение субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию программ местного развития обеспечения занятости шахтерских городов и поселков на 2007 год.

Предоставление субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 45 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год").

Такой порядок определен Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.

Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).

В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.

Федеральным законом от 27 сентября 2005 г. N 123-Ф3 установлено, что работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, правильно исходил из того, что, оспоренный (в части) нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и соответствует Федеральному закону "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", во исполнение положений которого, он и был принят.

Вышеприведенные нормативно-правовые акты не устанавливают, как ошибочно полагает заявитель, обязательства государства по предоставлению работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, полной оплаты строительства либо жилья по рыночным ценам по новому месту жительства. Как правильно указано в решении суда, предоставляемые субсидии являются способом оказания помощи гражданам со стороны государства. При этом, как уже отмечалось выше, федеральное законодательство относит определение перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования к компетенции Правительства Российской Федерации.

Порядок, в соответствии с которым размер субсидии, предоставляемой гражданину на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства, определяется из расчета средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (пункт 9 Правил), соответствует действующему законодательству.

Довод заявителя в кассационной жалобе о противоречии оспоренных норм требованиям Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ судом первой инстанции проверялся и был признан несостоятельным по основаниям, подробно изложенным в решении суда. В частности, суд правильно указал, что данный Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, то есть регулирует иные правоотношения. Предоставление жилищных субсидий в соответствии с названным Федеральным законом охватывает иной субъектный состав и осуществляется вне зависимости от работы гражданина в ликвидируемых организациях угольной промышленности.

На заседании суда первой инстанции К. пояснил (л.д. 65), что полагает воспользоваться жилищной субсидией предоставляемой по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428, а не по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Оспариваемые положения Правил не лишают заявителя права в выборе на получение жилищных субсидий на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" допускает выдачу государственного жилищного сертификата гражданам, которые продали жилье, принадлежавшее им на праве собственности, при условии, что размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.

В настоящее время мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в целях реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675.

Вопросы реализации данной подпрограммы регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, которым, в частности, установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2008 г. N КАС08-37


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.