Письмо Госналогслужбы РФ от 21 апреля 1998 г. N 06-3-12/25 О налогообложении средств, выделенных на безвозмездной основе Правительством США

Письмо Госналогслужбы РФ от 21 апреля 1998 г. N 06-3-12/25


В связи вашим письмом от 24.03.98 N 140-04/454 в отношении налогообложения средств, выделенных на безвозмездной основе Правительством США для модернизации физической защиты Радиевого института им.В.Г.Хлопина в рамках реализации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17.06.92 Управление международных налоговых отношений сообщает следующее.

Соглашение вступило в силу с момента подписания, что соответствует положениям статьи 11 "Способы выражения согласия на обязательность договора" Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Вместе с тем, статьей XI названного Соглашения предусмотрено, что товары и услуги, приобретаемые в Российской Федерации Соединенными Штатами Америки, или от их имени при осуществлении настоящего Соглашения, не облагаются Российской Федерацией или ее органами какими-либо налогами, таможенными пошлинами, сборами или аналогичными сборами, что входит в противоречие с действующим российским налоговым законодательством.

Согласно статье 14 Закона от 06.04.78 N 7770-IХ "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР" положения международного договора, устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах, подлежат применению при условии ратификации договора в установленном порядке. Вышеуказанный Закон продолжал действовать до вступления в силу (21.07.95) Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", также предусматривающего необходимость ратификации международных договоров в аналогичных случаях.

Исходя из вышесказанного, по мнению Госналогслужбы России, применение положений Соглашения, регулирующих вопросы налогообложения и, соответственно предоставление налоговых льгот предприятиям, организациям и учреждениям, действующим в рамках Соглашения, возможно либо при условии прохождения данным Соглашением процедуры ратификации, предусмотренной Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", либо при издании высшими государственными органами Российской Федерации правового акта, придающего силу закона отдельными положениям указанного Соглашения, устанавливающим иные правила, чем те, которые содержатся в действующем национальном законодательстве.

Позиция Госналогслужбы России по данному вопросу неоднократно высказывалась в письмах, направленных, в частности, в Минэкономики России, в Администрацию Президента Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В связи с реализацией программ помощи, оказываемой Российской Федерации на безвозмездной основе Правительством Соединенных Штатов Америки было подписано Соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Посольством Соединенных Штатов Америки от 17 апреля 1996 года о предоставлении отсрочки юридическим и физическим лицам, непосредственно участвующих в реализации такой помощи, по уплате налоговых платежей. Названное Соглашение являлось основанием для предоставления отсрочек в рамках Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", в соответствии с которым отсрочка платежей может быть предоставлена только в пределах календарного года на срок не более шести месяцев.

В то же самое время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривался проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездного содействия Российской Федерации иностранными государствами и международными организациями", который должен определить порядок налогообложения безвозмездной помощи, оказываемой Российской Федерации любыми иностранными государствами или международными организациями. Таким образом предполагалось, что предоставленные отсрочки будут фактически являться освобождением от уплаты перечисленных в соглашении налогов.

Однако до настоящего времени обсуждение законопроекта не завершено и он направлен на доработку в соответствующие комитеты Государственной Думы Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" утратил силу с 15.11.97.

Учитывая вышеизложенное Госналогслужба России считает, что с отменой Указа 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" оснований для продолжения действия Соглашения между Минфином России и Посольством США от 17 апреля 1996 года более не существует.

В настоящее время порядок предоставления отсрочек по налогам в федеральный бюджет определен Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год". В соответствии со статьей 23 Закона отсрочки и (или) рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет могут быть предоставлены налогоплательщику на срок, не превышающий пределов текущего года, но не свыше шести месяцев при условии предоставления таких отсрочек и (или) рассрочек по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации на следующих основаниях:

в случае задержки финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного оборонного заказа - без начисления процентов на сумму отсроченной задолженности;

в случае угрозы банкротства при единовременной выплате налога или при исполнении выставленных требований об уплате налогов и соответствующих пеней - с взиманием платы в виде процентов за пользование бюджетными средствами в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

в случае нанесения значительного материального ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы либо другого чрезвычайного или непреодолимого при данных условиях обстоятельства - с взиманием платы в виде процентов за пользование бюджетными средствами в размере одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В иных случаях предоставление отсрочек и (или) рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации не предусмотрено.

В связи с тем, что закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездного содействия Российской Федерации иностранными государствами и международными организациями" не был принят, все налоги, начисленные, но не уплаченные в связи с действием механизма отсрочек, подлежат взысканию.


Начальник Управления

государственный советник

налоговой службы II ранга

М.И.Шиенок



Письмо Госналогслужбы РФ от 21 апреля 1998 г. N 06-3-12/25


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.