Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2002 г. N 9-Г02-27 Дело подлежит направлению на новое рассмотрение, поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ подведомственны областному суду

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2002 г. N 9-Г02-27


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 8 октября 2002 г. частный протест прокурора Нижегородской области на определение судьи Нижегородского областного суда от 29 августа 2002 г., которым отказано в принятии заявления прокурора Нижегородской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст.ст. 7, 17 Закона Нижегородской области от 09.07.1997 г. N 81-З "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры"

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации В., поддержавшей доводы частного протеста,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Нижегородской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что названный закон противоречит Бюджетному Кодексу Российской Федерации, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Определением судьи Нижегородского областного суда от 29.08.2002 г. отказано в принятии заявления по п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР.

В частном протесте прокурора Нижегородской области поставлен вопрос об отмене определения судьи в связи с нарушением норм процессуального права.

Проверив материалы, обсудив доводы частного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Отказывая в принятии заявления, судья сослался на то, что рассмотрение названного заявления прокурора согласно положений ст. 29 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отнесено к компетенции арбитражного суда.

С таким выводом судьи согласиться нельзя.

Статьей 29 АПК РФ от 24.07.2002 г. N 95-ФЗ к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и иных дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в числе которых дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Из текста обжалуемого закона видно, что он является нормативным правовым актом, поскольку предусматривает административную ответственность за нарушение положений данного закона, определяет размер штрафа и порядок его зачисления на специальный счет, т.е. подпадает под определение понятия нормативного правового акта, изложенного в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону", в соответствии с которым, под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В силу ст. 115 ГПК РСФСР дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации подведомственны областному суду, Федерального закона, которым было бы отнесено рассмотрение дел об оспаривании названного нормативного правового акта к производству арбитражного суда, не имеется.

Исходя из изложенного, у судьи не имелось оснований для отказа в принятии указанного заявления.

Поскольку при вынесении определения судьей неправильно применены нормы процессуального права, оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 311, 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

определение судьи Нижегородского областного суда от 29 августа 2002 г. отменить, передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2002 г. N 9-Г02-27


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.