Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 723/08 Суд удовлетворил исковые требования о признании недействительным предписания управления федерального казначейства в части взыскания средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению, и соответствующих штрафных санкций, поскольку не нашел подтверждения факту нарушения истцом бюджетного законодательства

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 723/08


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2008 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску субъекта Российской Федерации - Хабаровского края в лице Правительства Хабаровского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого незаконными действиями ответчика, в размере 7 047 900 рублей на основании статей 13, 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Протокол судебного заседания вёл председательствующий судья.

В судебном заседании приняли участие:

от субъекта Российской Федерации - Хабаровского края в лице Правительства Хабаровского края (истца): Белоножко Т.Г., Слепцов М.Л.

От Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации представитель в судебное заседание не явился; отзыв на иск не представлен.

От Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (третьего лица) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя в судебном заседании.

Все участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика при непредставлении им отзыва в соответствии с положениями статьи 156 названного Кодекса, о чем указано в протоколе судебного заседания.

Представители истца против проведения судебного заседания в отсутствие представителей ответчика и третьего лица не возражали.

До принятия решения истец уточнил основания искового требования и просил возместить за счёт ответчика убытки на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть о взыскании за счёт средств казны Российской Федерации 7 047 900 рублей реального ущерба, причинённого Министерством финансов Российской Федерации незаконным изъятием в 2004 году дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Уточнение искового требования принято судом, о чём вынесено определение от 12.02.2008 по результатам собеседования и предварительного судебного заседания, в котором участвовал представитель ответчика.

Спор по уточнённым требованиям относится к подсудности Арбитражного суда города Москвы, а не Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку он не является экономическим спором между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а Российская Федерация в лице Минфина России привлечена в качестве ответчика по требованию о возмещении убытков, причинённых в результате незаконных действий (бездействия) государственного органа, как это разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Однако в силу положений части 1 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поскольку дело принято к производству, то после изменения оснований иска оно должно быть рассмотрено по существу Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

По мнению истца, причинение ему убытков стало возможным вследствие незаконных действий ответчика по изъятию дотации в сумме 7 047 900 рублей вопреки определению Арбитражного суда Хабаровского края от 22.10.2004 об обеспечении заявления по делу N А73-12623/2004-19 и бездействия Минфина России при установлении арбитражными судами отсутствия факта нецелевого расходования федеральных средств, выразившегося в том, что приказ Минфина России от 23.12.2004 N 356 "О взыскании средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению" не был изменён или отменён, неправомерно изъятая сумма дотации не восстановлена в доход бюджета Хабаровского края.

Суд, выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России в Омской области (далее - КРУ Омской области) провело проверку целевого использования средств федерального бюджета, выделенных в 2003 году Хабаровскому краю, на финансовую поддержку для закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

По результатам проверки КРУ Омской области составлен акт от 31.05.2004, в котором указано на нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 7 047 900 рублей.

Представлением КРУ Омской области от 01.10.2004 N 24, направленным в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК Хабаровского края), предложено с Минфина Хабаровского края взыскать сумму 7 047 900 рублей путём изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований. В свою очередь УФК Хабаровского края уведомило 14.10.2004 за N 80 Минфин Хабаровского края об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на указанную сумму.

Минфин Хабаровского края от имени Хабаровского края, не согласившись с названными ненормативными актами, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными представления КРУ Омской области от 01.10.2004 N 24 и уведомления УФК Хабаровского края от 14.10.2004 N 80.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.10.2004 по делу N А73-12623/2004-19 удовлетворено ходатайство истца о принятии обеспечительных мер путём приостановления действия уведомления УФК Хабаровского края от 14.10.2004 N 80 и взыскания по нему.

Однако несмотря на принятие арбитражным судом обеспечительных мер, Минфин России уведомлением от 24.12.2004 N 06-04-08/04 довёл до сведения Правительства Хабаровского края факт взыскания суммы 7 047 900 рублей в соответствии с приказом Минфина России от 23.12.2004 N 356 "О взыскании средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению". Сам приказ в документарном виде истцу не направлялся.

УФК Хабаровского края письмами от 13.01.2005 N 08-34/120 и от 17.01.2005 N 08-34/140 уведомило Минфин Хабаровского края о принятии изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований в 2004 году на сумму 7 047 900 рублей.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.02.2005 по делу N А73-12623/2004-19 требования Хабаровского края о признании недействительными представления КРУ Омской области от 01.10.2004 N 24 и уведомления УФК Хабаровского края от 14.10.2004 N 80 удовлетворены. Суд не нашёл подтверждения факту нарушения Правительством Хабаровского края бюджетного законодательства в виде нецелевого использования средств федерального бюджета.

На неоднократные обращения Правительства Хабаровского края, Минфина Хабаровского края в Минфин России о восстановлении в краевой бюджет в порядке исполнения вступившего в законную силу судебного акта незаконно изъятой дотации в сумме 7 047 900 рублей был получен отказ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Хабаровского края в лице Правительства Хабаровского края с настоящим иском о взыскании за счёт средств казны Российской Федерации 7 047 900 рублей реального ущерба, причинённого Минфином России незаконным изъятием в 2004 году дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Как следует из материалов дела, изменение (уменьшение) бюджетных ассигнований на спорную сумму произведено в период действия обеспечительных мер, принятых арбитражным судом.

Согласно части 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.

Таким образом, при наличии приостановления действия уведомления УФК Хабаровского края от 14.10.2004 N 80 и взыскания по нему денежных средств принятое Минфином России уведомление от 24.12.2004 N 06-04-08/04 и сам приказ Минфина России от 23.12.2004 N 356 "О взыскании средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению", а также дальнейшие подтверждения изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований нарушают принцип обязательности судебных актов - статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Более того, поскольку впоследствии оспариваемые ненормативные акты о нецелевом использовании бюджетных средств в 2003 году были признаны арбитражным судом недействительными, то фактически отпало правовое основание для уменьшения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Соответственно, принятые Минфином России вышеназванные уведомление и приказ также являются недействительными. В то же время, несмотря на просьбы и ходатайства истца, дотационные средства Хабаровского края не были восстановлены во внесудебном порядке по вине Минфина России.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Требование о возмещении убытков, причинённых государственным органом, является гражданско-правовым, хотя их основанием служат действия (бездействие) указанного органа и акты в сфере управления.

Поэтому размер и состав убытков определён истцом по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в сумме реального ущерба - 7 047 900 рублей, которая подлежит взысканию за счёт казны Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Хабаровского края в лице Правительства Хабаровского края 7 047 900 рублей убытков.

Выдать исполнительный лист.


Председательствующий судья

Н.П. Харчикова


Судья

И.М. Марамышкина


Судья

М.В. Пронина

ВАС РФ пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с РФ в пользу субъекта РФ ущерба, причиненного Минфином России в связи с незаконным изъятием дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

По материалам дела КРУ Минфина России по результатам проверки целевого использования средств федерального бюджета направило в территориальное управление Федерального Казначейства представление о взыскании сумм путем изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований. В результате бюджетные ассигнования субъекту РФ были уменьшены на сумму дотации. Финансовый орган субъекта РФ обратился в суд с требованием о признании недействительными указанных актов КРУ. Суд удовлетворил ходатайство о принятии обеспечительных мер - приостановил действие уведомления УФК и взыскания по нему. Однако, Минфин России не принял во внимание указанные обеспечительные меры, принятие судом. В последующем, по результатам рассмотрения дела судом были удовлетворены требования финансового органа субъекта РФ. В то же время Минфин России отказал в восстановлении в бюджет субъекта РФ в порядке исполнения вступившего в законную силу судебного акта незаконно изъятой дотации. Таким образом, как указал ВАС РФ, при наличии приостановления судом действия уведомления УФК и взыскания по нему, а также вступившего в законную силу указанного судебного акта, Минфин России принял решение о взыскании средств, чем нарушил закрепленный в АПК РФ принцип обязательности судебных актов.

Требование о возмещении убытков, причиненных государственным органом, является гражданско-правовым, хотя их основанием служат действия (бездействие) указанного органа и акты в сфере управления. Поэтому размер и состав убытков определен истцом по правилам ст. 15 ГК РФ в сумме реального ущерба, которая подлежит взысканию за счет казны РФ.


Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 723/08


Текст решения размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение