Письмо Госналогслужбы РФ от 29 апреля 1998 г. N ВП-6-12/263@ О предоставлении налоговых льгот организациям, зарегистрированным в закрытых административно-территориальных образованиях

Письмо Госналогслужбы РФ от 29 апреля 1998 г. N ВП-6-12/263@

ГАРАНТ:

О проверке соответствия порядка предоставления дополнительных налоговых льгот в ЗАТО требованиям налогового законодательства см. письмо МНС РФ от 7 августа 2000 г. N АС-6-16/592


Государственная налоговая служба Российской Федерации в связи с многочисленными запросами о предоставлении налоговых льгот организациям, зарегистрированным в закрытых административно-территориальных образованиях, в том числе осуществляющим деятельность не по месту регистрации, сообщает следующее.

В соответствии с п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ) формирование бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных указанным Законом, одной из которых является то, что в доходы закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории.

В соответствии с п.5 ст.19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований дополнительные льготы по налогообложению могут предоставлять только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. При этом в соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации и ст.1 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст.8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами.

Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание, что Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" регулирует особенности местного самоуправления, а правовой статус местного самоуправления определен Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что согласно указанным нормативным актам представительные органы местного самоуправления ЗАТО вправе предоставлять льготы лишь по местным налогам и сборам. Это подтверждается письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.12.97 N 19-26-97 "О деятельности налоговых органов в ЗАТО" (направлено письмом Госналогслужбы России от 15.01.98 N ВК-6-16/26 "О недостатках в работе налоговых органов, функционирующих в закрытых административно-территориальных образованиях"), в котором указано на нарушение главами администраций п.5 ст.19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в случаях освобождения ряда налогоплательщиков от уплаты федеральных налогов. По искам прокуроров незаконные решения призваны недействительными в судебном порядке.

Кроме того, статьей 47 Федерального Закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" установлено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, предоставляются органами местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Все суммы налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет юридическими лицами, зарегистрированными в 1998 году в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, подлежат зачислению на специально открытые счета в территориальных отделениях Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, с последующим их направлением на обеспечение финансирования расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных образований сверх сумм, указанных в статьях 45 и 46 указанного Федерального закона.

Исходя из изложенного выше, при проведении налоговыми органами работы по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты необходимо уделять должное внимание соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства и правомерности представления им налоговых льгот.

В случаях нарушения установленного порядка предоставления налоговых льгот госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации надлежит информировать Госналогслужбу России с определением суммы льгот, незаконно предоставляемых налогоплательщику. Информацию следует направлять в Управление по налоговому законодательству и взаимодействию с законодательными органами.


Заместитель руководителя

Государственной налоговой службы РФ -

Государственный советник

налоговой службы I ранга

В.А.Павлов


Письмом разъясняется, что льготы по налогам налогоплательщикам закрытых административно-территориальных образований могут предоставляться органами местного самоуправления лишь в отношении местных налогов и сборов. Освобождение указанных налогоплательщиков от уплаты федеральных налогов является незаконным. Все суммы налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет юридическими лицами, зарегистрированными в 1998 г. в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, подлежат зачислению на специально открытые счета в территориальных отделениях Федерального казначейства Минфина РФ, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, с последующим их направлением на обеспечение финансирования расходов бюджетов соответствующих образований сверх сумм, указанных в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1998 год".



Письмо Госналогслужбы РФ от 29 апреля 1998 г. N ВП-6-12/263@


Текст письма опубликован в газете "Финансовая Россия" от 14-20 мая 1998 г., N 18


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.