Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2002 г. N 74-Г02-5 О признании недействительным Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2001 г. N 1423 "О преобразовании Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования РС (Я) в Государственное учреждение "Учебно-производственное и научно-методическое объединение "Сахапрофтех"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2002 г. N 74-Г02-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 8 февраля 2002 г. по кассационной жалобе Администрации Президента Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании Указа Президента РС (Я) от 28 мая 2001 г. N 1423 "О преобразовании Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования РС (Я) в Государственное учреждение "Учебно-производственное и научно-методическое объединение "Сахапрофтех" не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и подлежащим применению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

президентом Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2001 г. издан Указ N 1423 "О преобразовании Департамента начального и среднего Профессионального образования Министерства образования РС (Я) в Государственное учреждение" Учебное производственное и научно-методическое объединение "Сахапрофтех", учредителем данного объединения определено Правительство РС (Я). Данным Указом генеральным директором, вновь созданного учреждения назначен П.Е.Е., с освобождением его от обязанности директора Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования РС (Я).

И.о. прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании Указа Президента РС (Я) от 28 мая 2001 г. N 1423 "О преобразовании Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования РС (Я) в Государственное учреждение "Учебно-производственное и научно-методическое объединение "Сахапрофтех" не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и подлежащим применению, указав, что данный Указ противоречит положениям действующего федерального законодательства, издан без учета приоритетного права на решение данного вопроса федеральными органами власти и в нарушение ст.ст. 58, 70 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия).

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. от 10 апреля 2000 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе Администрации Президента Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с п. "е" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Верховным Советом РСФСР от 27 декабря 1991 г. принято Постановление N 3020-1, об установлении порядка разграничения государственной собственности на федеральную, субъектов Российской Федерации и муниципальную. Согласно Приложения N 2, данного постановления учреждения народного образования, средние специальные и профессиональные учебные заведения относятся к объектам федеральной собственности.

В соответствии с ч. 2 п. 1 данного Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации. Независимо от передачи этих объектов в собственность административно-территориальных национально-государственных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Приложения 3 к Постановлению ВС РСФСР от 27.12.1991 г. N 3020-1 учреждения и объекты народного образования, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации - отнесены к объектам муниципальной собственности.

Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации предусмотрено Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 144-рп. Комитет по управлению муниципальным имуществом разрабатывает специальный перечень, который утверждается Советом народных депутатов и передается в Комитет по управлению имуществом республики, которое готовит решение Верховного Совета Республики о передаче.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "N 114-рп"


Суд правильно указал в решении на то, что в настоящее время передача объектов федеральной собственности в соответствии с Федеральным законом "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизации" производится только по соглашению федерального органа исполнительной власти с соответствующими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мнения трудового коллектива данного образовательного учреждения и в порядке, установленном Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, в соответствии с которым список передаваемых объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении дела было установлено, что Правительством РФ объекты народного образования Правительству РС (Я) не передавались. Особый режим их использования Правительством РС (Я) соглашениями, заключениями с правительством РФ (от 28.06.1995 г. N 6) и Министерством образования РФ (от 09.12.2000 г) не был установлен.

Суд правильно применил п.п. 3, 6, 7 ст. 29 Федерального закона "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1, в соответствии с которыми в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по соглашению с федеральными органами управления образования).

При преобразовании Департамента НиС ПТО МО РС (Я) в Госучреждение "УП и НМО" "Сахапрофтех" не было согласования с Министерством образования РФ и Министерством образования РС (Я).

Вывод суда о том, что Президент РС (Я) не обладает правом реорганизовать Департамент НиСПО и утвердить на его базе Госучреждение "УП и НМО "Сахапрофтех", определив учредителем данного учреждения Правительство РС (Я), так как Правительство РС (Я) не является собственником имущества, закрепленного за Департаментом, является правильным. Указ от 28 мая 2001 г. N 1423 издан Президентом РС (Я) в нарушении п. "е", части 1 статьи 72, частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в противоречие с пунктами 3, 6, 7 ст. 29, п. 4 ст. 30 Федерального закона "Об образовании", Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 г. N 3020-1, Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. N 114-рп, ст.ст. 58, 70 Конституции (Основного Закона) РС (Я), приложениями N 1 и 2 Постановления Правительства РС (Я) от 14.04.1998 г. N 140 "Вопросы Министерства образования РС (Я) и Департамента начального и среднего профессионального образования".

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правильно признаны необоснованными.

На основании п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Президента Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2002 г. N 74-Г02-5


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.