Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2002 г. N 74-Г02-12 Решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение, поскольку, если федеральным законодательством не урегулирован вопрос о порядке осуществления Республикой Саха (Якутия) своих полномочий по государственному геологическому контролю по вопросам совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе до принятия правового акта на федеральном уровне принимать соответствующие нормативные акты

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2002 г. N 74-Г02-12


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 апреля 2002 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2002 г. по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий п. 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2000 г. N 91 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Республики Саха (Якутия)" и Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Республики Саха (Якутия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что право осуществления государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (государственного геологического контроля) федеральным законодательством предоставлено лишь органам, указанным в постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (с последующими изменениями и дополнениями), в связи с чем государственная геологическая инспекция Республики Саха (Якутия) при Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользования не вправе осуществлять государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Республики Саха (Якутия).

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2002 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что Республика Саха (Якутия) как субъект Российской Федерации не имеет право создавать органы для обеспечения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Республики Саха (Якутия). В подтверждение своего вывода суд сослался на положение ст.ст. 1, 3 п. 16, 4 п. 14, 37 Закона Российской Федерации "О недрах", а также постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132. По мнению суда, Правительство Республики Саха (Якутия), утвердив оспариваемое Положение, превысило свои полномочия.

Между тем, к такому выводу суд пришел без учета правовой оценки следующих обстоятельств.

В соответствии с п. "в" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона РФ "О недрах" в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входит государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения.

Согласно п. 14 ст. 4 этого же Закона в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в соответствии с установленным порядком.

В силу ст. 37 данного Закона государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами. Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132 утверждено Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Согласно п. 1 этого Положения оно определяет порядок проведения государственного геологического контроля, органы государственного геологического контроля, их полномочия, права, обязанности и порядок работы.

В соответствии с п. 3 данного Положения государственный геологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

В силу п. 4 названного Положения Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет государственный контроль непосредственно либо через подразделение центрального аппарата Министерства, ведающее вопросами государственного геологического контроля, и отделы государственного геологического контроля территориальных органов государственного управления государственным фондом недр.

Согласно п. 7 этого же Положения Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет государственный контроль во взаимодействии с Федеральным горным и промышленным надзором России, с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Как видно из содержания норм названного выше Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132, оно определяет перечень федеральных органов, которые реализуют компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере контроля за изучением, рациональным использованием и охраной недр. Однако в каком порядке реализуют свою компетенцию (полномочия) органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного контроля за геологическим изучением, охранной и рациональным использованием недр в данном Положении не указано. Этот вопрос указанным Положением не урегулирован.

Между тем, очевидно, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут реализовать представленные им Законом РФ "О недрах" полномочия по государственному геологическому контролю лишь через определенные органы.

Какие органы осуществляют в настоящее время государственный геологический контроль на территории Республики Саха (Якутия) помимо Государственной геологической инспекции Республики Саха (Якутия), суд не установил, как и не определил, не приведет ли признание противоречащим федеральному законодательству оспариваемого нормативного акта (что фактически будет свидетельствовать о нелигитимности Госгеолинспекции Республики Саха (Якутия) к отсутствию вообще какого-либо контроля на территории Республики.

В частности неясно, имеются ли на территории Республики Саха (Якутия) территориальные органы Министерства природных ресурсов России.

При новом рассмотрении дела суду следует иметь ввиду, что в случае, если федеральным законодательством не урегулирован вопрос о порядке осуществления Республикой Саха (Якутия) своих полномочий по государственному геологическому контролю по вопросам совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе до принятия правового акта на федеральном уровне принимать соответствующие нормативные акты, которые подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством при принятии Российской Федерацией нормативного акта по-иному регулирующего данный вопрос.

Кроме того, в судебном заседании представители Правительства Республики Саха (Якутия) ссылались на соглашение и договор между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) о передаче осуществления части полномочий Республике Саха (Якутия) в области государственного геологического контроля.

В нарушение требований ст. 197 ГПК РСФСР в решении суда этому договору и соглашению правовой оценки не дано.

При новом рассмотрении дела суду следует дать оценку данному соглашению в соответствии с положениями, содержащимися в Конституции РФ и Федеральном законе от 4 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2002 г. отменить; дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2002 г. N 74-Г02-12


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.