Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2002 г. N 74-Г02-32 Удовлетворяя заявление прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Республики, суд исходил из того, что оспариваемые прокурором положения содержат иные нормы, чем в федеральном законе, незаконно исключают федеральные органы управления и их территориальные подразделения из числа органов, наделенных федеральным законом полномочиями по решению вопросов недропользования

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2002 г. N 74-Г02-32


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 1 октября 2002 г. гражданское дело по кассационному протесту прокурора на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2002 г. в части отказа прокурору Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпунктов "а" и "д" пункта 2 ст. 12 и пунктов 145 статьи 15 Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Госсобрания Республики Саха (Якутия) Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., поддержавшей доводы кассационного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах" от 2 июля 1998 г. В частности, просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпункты "а" и "д" пункта 2 ст. 12 и пункты 145 статьи 15 Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах".

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2002 г. в удовлетворении заявления прокурору о признании противоречащими федеральному законодательству названных положений Закона отказано. В остальной части заявление удовлетворено.

В кассационном протесте прокурора, участвовавшего в рассмотрении дела, ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа прокурору в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационного протеста, обсудив доводы кассационного протеста, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению.

В соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 12 (регулирующей порядок предоставления лицензий), Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах", право на пользование недрами передается пользователю: а) на основании совместного решения республиканского (территориального) органа управления государственным фондом недр и Правительства Республики Саха (Якутия) по результатам конкурса, тендера, аукциона.

Согласно подп. "д" пункта 2 этой же статьи право на пользование недрами передается пользователю на основании решения республиканского (территориального) органа управления государственным фондом недр, согласованного с Правительством Республики Саха (Якутия), для геологического изучения недр.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах" организационное обеспечение государственной системы лицензирования осуществляется республиканским органом управления государственным фондом недр, которым проводится подготовительная работа, связанная с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласование лицензионных условий с государственными органами управления промышленностью и местными органами государственной власти, земельными, водными и лесными ресурсами, охраны окружающей природной среды, горного надзора, а в части, касающейся платы, с государственными органами управления экономикой.

Согласно п. 4 данной статьи лицензия предоставляется совместно Правительством Республики Саха (Якутия) и республиканским (территориальным) органом управления государственным фондом недр.

В силу п. 5 этой же статьи оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются республиканским (территориальным) органом управления государственным фондом недр.

Порядок оформления, регистрации, хранения лицензионных документов определяется федеральным органом управления государственным фондом недр.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления в этой части, суд указал в решении, что согласно ст. 1.1 Закона РФ "О недрах" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также заключаемыми в соответствии с ней федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

7 февраля 1997 г. между Правительством Республики Саха (Якутия) и Министерством природных ресурсов РФ было заключено Соглашение о взаимоотношениях при геологическом изучении и использовании недр и водных ресурсов на территории республики Саха (Якутия) с разграничением и передачей полномочий по отдельным вопросам, в том числе по лицензированию недропользования. Согласно п. 2 Соглашения Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет управление фондом недр через созданный им Государственный комитет PC (Якутия) по геологии и недропользованию (Госкомгеологии PC (Якутия), являющийся единым территориальным органом управления государственным фондом недр и которому Министерство природных ресурсов России передает полномочия своего территориального органа.

Суд в основу решения положил также приказ МПР России от 5 сентября 2000 г. "О делегировании территориальным органам полномочий по предоставлению права пользования участками недр для целей геологического изучения", которым с 1 октября 2000 г. руководителям территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр, расположенных в субъектах Российской Федерации, делегированы полномочия по принятию решений о предоставлении, прекращении права пользования участками недр для целей геологического изучения недр по субъектам РФ, выполняемых за счет государственных средств (за исключением участков недр внутренних морских вод и континентального шельфа Российской Федерации); по выдаче и переоформлению лицензий по указанным выше объектам.

Между тем, с выводом суда об отсутствии противоречия между указанными выше оспариваемыми прокурором положениями Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах" и федеральным законодательством, согласиться нельзя.

В соответствии с п. "в" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно ст. 10.1 (пункты 3 и 5) Закона РФ "О недрах" основаниями получения права пользования недрами могут быть совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 3); решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 (ч. 1 и 4) этого же Закона организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением.

Таким образом, Законом РФ перечисленные выше полномочия отнесены к компетенции федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, к которым в соответствии со ст. 36 Закона РФ "О недрах", постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726 отнесены МПР России и его территориальные органы, а не республиканского (территориального) органа управления государственным фондом недр.

Указание в оспариваемом законе на слово "территориальный" не свидетельствует о том, что речь в данном случае идет о территориальном органе федерального органа управления государственным фондом недр, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 35 Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах" положение о республиканском (территориальном) органе управления государственным фондом недр утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).

В связи с этим оспариваемые прокурором положения ст. 12 и 15 противоречат федеральному законодательству, поскольку содержат иные нормы, чем в федеральном законе, незаконно исключают федеральные органы управления и их территориальные подразделения из числа органов, наделенных федеральным законом полномочиями по решению перечисленных вопросов.

Само по себе заключение Соглашений между Правительством Республики Саха (Якутия) и Министерством природных ресурсов РФ о передаче ряда полномочий субъекту РФ, не дает право законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации вносить в Закон Республики Саха (Якутия) изменения, входящие в противоречие с федеральным законом.

Кроме того, 24 июня 1999 г. был принят Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", которым установлен порядок заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Таким образом, при наличии к тому оснований, полномочия федерального органа могут быть делегированы органам государственной власти субъектов РФ.

Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 32 этого Закона договоры и соглашения, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня его вступления в силу.

Из содержания указанного выше Соглашения следует, что оно в срок, установленный данным законом, не приведено в соответствие с его требованиями, содержащимися, в частности, в его ст.ст. 18, 19, 24, 26, 28 и других.

Следовательно, при рассмотрении данного дела, названное выше Соглашение не могло быть положено в основу решения суда.

Судебная коллегия, отменяя решение суда, исходит также из требований ст. 4 названного Федерального закона от 24 июня 1999 г., в соответствии с которой в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения, действуют положения федеральных законов.

Ссылка представителя Законодательного Собрания Республики Саха (Якутия) на Соглашение от 28 июня 1995 г. N 3 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении и передаче осуществления полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, не свидетельствует о законности решения суда в опротестованной части, поскольку в соответствии с его ст. 3 органы государственного управления Республики Саха (Якутия) определяют порядок пользования теми или иными природными ресурсами и их охраны, не только в соответствии с республиканским законодательством и конкретными соглашениями, но и в соответствии с федеральным законодательством, включая законодательство Российской Федерации "О недрах", что в данном случае судом учтено не было.

Так как судом в указанной части неправильно применены нормы материального права, имеются основания для отмены решения суда в опротестованной части с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2002 г. в части отказа прокурору Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления отменить.

Вынести в указанной части новое решение об удовлетворении заявления прокурора.

Признать подпункты "а" и "д" пункта 2 статьи 12 и пункты 1, 4, 5 статьи 15 Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах" противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения настоящего определения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2002 г. N 74-Г02-32


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.