Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2002 г. N 74-Г02-37 Суд обоснованно указал, что нормы оспариваемого закона не противоречат требованиям федерального законодательства, как регулирующие в пределах своей компетенции правоотношения, не урегулированные федеральным законодательством, кроме того, оспариваемый закон, регулирующий правоотношения по назначению референдума в переходный от системы местных органов государственной власти к местному самоуправлению период, не затрагивает и тем более не ущемляет интересы уже образованного муниципального образования

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2002 г. N 74-Г02-37


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 15 ноября 2002 г. гражданское дело по кассационной жалобе муниципального образования п. Жатай на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2002 г. по заявлению муниципального образования пос. Жатай о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О местном референдуме".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя муниципального образования пос. Жатай Еникеева Р.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 25 апреля 2000 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) "О местном референдуме". Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 15 июня 2002 г. принят Закон РС (Я) "О внесении изменений и дополнений в указанный закон".

Муниципальное образование пос. Жатай обратилось в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона РС (Я) "О внесении изменений и дополнений в закон РС (Я) "О местном референдуме" по тем основаниям, что они противоречат требованиям федерального законодательства, приняты с ущемлением прав муниципального образования пос. Жатай.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2002 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе муниципального образования пос. Жатай ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Как видно из содержания заявления муниципального образования пос. Жатай, им предъявлены требования о признании противоречащими федеральному законодательству п. 1 ст. 1; п. 1 ст. 2, ст. 3, п. 1-68 ст. 4 оспариваемого закона, определяющих особенности проведения местного референдума в переходный период от системы местных органов государственной власти к местному самоуправлению.

Отказывая муниципальному образованию пос. Жатай в удовлетворении заявления, суд исходил из следующих обстоятельств.

Федеральным Законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований.

10 июля 2002 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) принят Закон РС (Я) "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Республике Саха (Якутия), установления и изменения их границ и наименований". При этом под образованием муниципального образования согласно ст. 2 данного закона понимается создание новой муниципальной единицы на основе решения населения соответствующей территории Республики Саха (Якутия). В статье 8 этого же закона определено, что вопрос об образовании муниципальной единицы может быть решен населением на собрании (сходе) граждан, представительным органом местного самоуправления, если такой орган избран либо местным референдумом.

Судом было установлено, что в Республике Саха (Якутия) на уровне улусов (районов), городов существуют местные органы государственной власти. До внесения изменений и дополнений Конституция РС (Я) и Закон РС (Я) "О местном самоуправлении в РС (Я)" содержали положение, в соответствии с которым местное самоуправление могло осуществляться лишь на уровне поселков и сел. В апреле 2002 г. в Конституцию РС (Я) внесены изменения в части дополнения перечня территориальных единиц, на которых может осуществляться местное самоуправление, а именно: улусы (районы), города, город республиканского значения - Якутск.

Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции от 12 июня 2002 г. различает 3 вида референдума - референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум. При этом различие проводится по значимости выносимых на референдум вопросов. Вопрос о территориальном уровне осуществления местного самоуправления является по всей правовой природе, как обоснованно указал суд в решении, вопросом местного значения. При отсутствии представительных органов местного самоуправления, наличии особенностей организации органов государственной власти и местного самоуправления в республике и особенностей регионального законодательства, допускающего возможность введения самоуправления на двух уровнях, суд пришел к правильному выводу о том, что при сложившейся обстановке выяснение мнения населения допустимо путем проведения местного референдума.

Согласно ст. 1 названного Федерального закона им определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. В части 3 статьи 1 этого закона определено, что гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, могут устанавливаться иными законами, в том числе и законом субъекта, что, как правильно указал суд в решении, и имело место в данном случае.

Суд правильно исходил из того, что по смыслу положений, содержащихся в названных выше федеральных законах, местные референдумы проводятся на территории определенного муниципального образования, то есть при наличии созданных муниципальных образований. Поскольку на территории республики в целом не осуществляется местное самоуправление, законом субъекта Российской Федерации допустимо осуществление правового регулирования путем установления дополнительных гарантий реализации гражданами конституционного права на участие в референдумах в переходный период. Следовательно, при отсутствии муниципальных образований, субъект Российской Федерации вправе возложить на Центральную избирательную комиссию республики полномочия по назначению референдума.

Таким образом, вывод суда о том, что нормы оспариваемого закона не противоречат требованиям федерального законодательства, как регулирующие в пределах своей компетенции правоотношения, не урегулированные федеральным законодательством, является правильным.

Суд обоснованно указал в решении также на то, что заявитель является муниципальным образованием, имеет Устав, выборные представительные органы, надлежащим образом утвержденную территорию.

При таких обстоятельствах, Закон РС (Я) "О внесении изменений и дополнений в закон РС (Я) "О местном референдуме", как регулирующий правоотношения по назначению референдума в переходный от системы местных органов государственной власти к местному самоуправлению период, не затрагивает и не# тем более не ущемляет интересы уже образованного муниципального образования.

Вывод суда мотивирован и соответствует требованиям федерального законодательства.

Нарушений и неправильного применения норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования пос. Жатай - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2002 г. N 74-Г02-37


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.