Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2002 г. N 78-Г01-92 Оспариваемый закон принят в пределах компетенции представительного органа государственной власти субъекта РФ и не противоречит действующему законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2002 г. N 78-Г01-92


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 21 января 2002 г. протест Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 ноября 2001 г., которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей и не подлежащей применению ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке определения органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части слов "за исключением муниципальных образований, образованных в границах муниципальных округов N 71-76".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации С.В.Н., объяснения представителя губернатора Санкт-Петербурга К.О.А., представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Е.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Б.М.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

10 октября 2000 года был принят Закон Санкт-Петербурга "О порядке определения органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". Статьей 3 указанного Закона пункт 2 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" дополнен частью третьей следующего содержания:

для муниципальных образований Санкт-Петербурга, за исключением муниципальных образований, образованных в границах муниципальных округов N 71-76, вопросом местного значения является также определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующей и не подлежащей применению ст. 3 указанного Закона Санкт-Петербурга в части слов "за исключением муниципальных образований, образованных в границах муниципальных округов N 71-76" как противоречащей части 2 пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Полагая, что право определять территории, на которых не разрешается продажа алкогольной продукции, предоставлено всем без исключения органам местного самоуправления, прокурор считал недопустимым вводить ограничения данного права субъектам Российской Федерации.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 9 ноября 2001 г. в удовлетворении заявленного требования прокурору отказано.

В кассационном протесте прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения суда и направлении дела на новое рассмотрение по мотивам неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит его подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Пункт 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" устанавливает, что прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к предметам ведения муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 1 этого закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Установление прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, отнесено пунктом 3 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований Санкт-Петербурга, за исключением муниципальных образований, расположенных в границах муниципальных округов N 71-76.

С учетом указанных положений законодательства, судом сделан обоснованный вывод о том, что Закон Санкт-Петербурга "О порядке определения органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" принят в пределах компетенции представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга и не противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".

Следует признать правильным и вывод суда о том, что оспариваемые положения статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке определения органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", в части слов "за исключением муниципальных образований, образованных в границах муниципальных округов N 71-76" не противоречат части второй пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", являются законными и обоснованными.

Доводы протеста о том, что оспариваемые положения статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке определения органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", нарушают принцип равенства граждан на осуществление местного самоуправления, и тем самым противоречат статье 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представляются несостоятельными.

Судом правильно отмечено, что в указанной норме права содержится запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

В данном же случае речь идет о предмете ведения, устанавливаемом для муниципальных образований, за исключением округов N 71-76 г. Санкт-Петербурга.

При таких обстоятельствах постановленное по делу решение следует признать законным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Санкт-Петербургского суда от 9 ноября 2001 г. оставить без изменения, кассационный протест Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2002 г. N 78-Г01-92


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение