Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2008 г. N 212-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шабунина Александра Леонтьевича на нарушение его конституционных прав статьей 2 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2008 г. N 212-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шабунина Александра Леонтьевича на нарушение его конституционных прав статьей 2 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев по требованию гражданина А.Л. Шабунина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. Решением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 26 ноября 2004 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было отказано в удовлетворении иска гражданина А.Л. Шабунина к отделению ОАО "АКБ "Сберегательный банк Российской Федерации" о взыскании суммы банковского вклада, процентов по вкладу, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда в связи с нарушением условий договора банковского вклада.

Суд указал, что Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" определен порядок восстановления сбережений граждан Российской Федерации и управления внутренним долгом Российской Федерации, к которому эти сбережения относятся, с учетом имеющихся в государстве финансовых средств.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Л. Шабунин просит признать не соответствующей статьям 35 и 55 Конституции Российской Федерации статью 2 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

Заявитель полагает, что эта статья фактически не обеспечивает защиту сбережений граждан и тем самым ограничивает право пользования и распоряжения их собственностью.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.Л. Шабуниным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Федеральный закон от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" устанавливает обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации. В соответствии с его статьей 2 гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Данная статья в системной связи с другими положениями названного Федерального закона направлена на защиту прав граждан и потому не может рассматриваться как нарушающая какие-либо конституционные права заявителя, в том числе перечисленные в жалобе.

Этим же Федеральным законом закреплено, что порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами (статья 12), без которых предусмотренный им механизм восстановления и обеспечения ценности гарантированных сбережений граждан не может быть реализован, поскольку именно и только в федеральном законе может быть определен баланс между правами и законными интересами лиц, состоящих в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, и всех иных лиц.

Таким образом, приобретенное на основе публично-правового обязательства Российской Федерации право граждан на восстановление и обеспечение сохранности ценности их денежных сбережений может быть признано реализованным в полном объеме (а указанное обязательство - прекращенным) соответствующими федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство.

На сегодняшний день приняты федеральные законы от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", от 6 июля 1996 года N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" и от 4 февраля 1999 года N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора". Некоторые социально незащищенные группы населения получали частичную компенсацию их сбережений в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

Вместе с тем само по себе осуществление предварительной компенсации (а равно дополнительной предварительной компенсации), как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 мая 2006 года N 133-О, не означает, что были разработаны и приняты все возможные меры, направленные на реализацию требований Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", и учтены все возможные пути и механизмы по поддержанию покупательной способности сбережений граждан.

Между тем разрешение фактически поставленного в жалобе вопроса - о ненадлежащем исполнении федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации полномочий по принятию федеральных законов и подзаконных актов, в полной мере обеспечивающих гражданам Российской Федерации защиту их сбережений, признанных государственным долгом Российской Федерации, - не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шабунина Александра Леонтьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов


Оспаривалась конституционность положения ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", согласно которому гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ.

По мнению заявителя, указанное положение фактически не обеспечивает защиту сбережений граждан и тем самым ограничивает право пользования и распоряжения их собственностью.

КС РФ отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, указал следующее. Оспариваемая норма направлена на защиту прав граждан и потому не может оцениваться как нарушающая конституционные права.

В то же время, ФЗ закреплено, что порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами, без которых предусмотренный им механизм восстановления гарантированных сбережений граждан не может быть реализован. Право граждан на восстановление и обеспечение сохранности ценности их денежных сбережений может быть признано реализованным в полном объеме соответствующими федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство. Осуществление предварительной компенсации (а равно дополнительной предварительной компенсации) на основании принятых на сегодняшний момент нормативно-правовых актов не означает, что были разработаны и приняты все возможные меры, направленные на реализацию требований указанного ФЗ, и учтены все возможные пути и механизмы по поддержанию покупательной способности сбережений граждан.

Между тем, КС РФ отметил, что в его компетенцию не входит разрешение фактически поставленного в жалобе вопроса - о ненадлежащем исполнении федеральным законодателем и Правительством РФ полномочий по принятию федеральных законов и подзаконных актов, в полной мере обеспечивающих гражданам защиту их сбережений, признанных государственным долгом РФ.


Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2008 г. N 212-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шабунина Александра Леонтьевича на нарушение его конституционных прав статьей 2 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации"


Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 12 (специальный выпуск)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение