Письмо Минфина РФ от 30 апреля 1998 г. N 5-3-04 О продаже и залоге находившихся в федеральной собственности акций РАО "Норильский никель", ОАО "Сибирская нефтяная компания", ОАО "Связьинвест" и ОАО "Тюменская нефтяная компания"

Письмо Минфина РФ от 30 апреля 1998 г. N 5-3-04


Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 20 марта N ВЧ-П6-08111, от 25 марта N ФГ-П6-08797, а также от 2 апреля 1998 года N ФГ-П6-09617 рассмотрело представленные Счетной палатой Российской Федерации материалы по проверке целесообразности, эффективности и соответствия законодательству Российской Федерации аукционов по продаже находившихся в федеральной собственности акций РАО "Норильский никель", ОАО "Сибирская нефтяная компания" (ОАО "Сибнефть"), ОАО "Связьинвест" и ОАО "Тюменская нефтяная компания" (ОАО "ТНК").

В соответствии с Положением о государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1190, основными задачами Госкомимущества России является организация правового обеспечения и осуществление методического руководства в области приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, а также передача объектов федеральной собственности Российскому фонду федерального имущества для продажи. Таким образом, вопросы, затронутые в заключении Счетной палаты по результатам проверки целесообразности, эффективности и соответствия законодательству Российской Федерации аукционов по продаже находящихся в федеральной собственности акций РАО "Норильский никель", ОАО "Связьинвест" и ОАО "Сибирская нефтяная компания", ОАО "Тюменская нефтяная компания" находятся в компетенции Мингосимущества России.

По вопросам, входящим в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, сообщаем следующее.

1. Министерству финансов Российской Федерации поручением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 года N ВЧ-П6-06859 было поручено найти источник для исполнения обязательств, возникших у Российской Федерации в связи с заключенными в 1995 году договорами кредита под залог акций, находящихся в федеральной собственности.

Министерством финансов Российской Федерации было внесено предложение о дополнении статьи 17 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" в части направления дополнительных доходов федерального бюджета, которые могли быть получены в 1996 году, на выкуп акций, переданных в залог.

Проект федерального закона о внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" был направлен в Правительство Российской Федерации. В ноябре 1996 года вышеуказанный проект был направлен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации. На заседании комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету, налогам, банкам и финансам в январе 1997 года законопроект был рассмотрен и предложен к внесению на пленарное заседание Государственной Думы. Однако, в связи с тем, что бюджетный год закончен, Правительство Российской Федерации посчитало нецелесообразным принятие представленного законопроекта "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" и проект был отозван.

2. В целях организации учета и осуществления операций, связанных с передачей в залог акций, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.08.95 г. N 889 "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности" и "Правилами проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций" был разработан "Технический порядок" проведения указанных операций, в соответствии с которым открыты специальные (блокированные) счета Минфина России в ОНЭКСИМ Банке, средства с которых перечислялись на вновь открытый в Центральном банке Российской Федерации лицевой счет доходов федерального бюджета N 100444 на балансовом счете 100 "Доходы федерального бюджета". Кроме того, "Техническим порядком" предусмотрено перечисление средств победителями аукциона на специальные счета Минфина России в российских рублях или в иностранной валюте по выбору победителя аукциона.

Исключением из данной схемы явилось перечисление средств, полученных под залог акций ОАО "Сибнефть". В этом случае средства в доход федерального бюджета были зачислены в иностранной валюте в размере 97,3 млн.долларов США на счет Минфина России N 0704000011420 в банке "Менатеп" 29 декабря 1995 года. Минфином России 9 января 1996 года было заключено соглашение с банком "Менатеп" на покупку иностранной валюты, в связи с чем было предоставлено платежное поручение N 1 от 09.01.96 г. на перечисление средств в размере 451958500000 (Четыреста пятьдесят один миллиард девятьсот пятьдесят восемь миллионов пятьсот тысяч) рублей на лицевой счет N 100444 в ОПЕРУ ЦБ РФ заключительными оборотами 1995 года.

Таким образом, средства поступившие в доход федерального бюджета в 1996 году в период заключительных оборотов были отражены в соответствии с действующим законодательством по исполнению бюджета 1995 года.

3. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, утверждение о том, что наделение залогодержателя акций, находящихся в федеральной собственности, правами их номинального держателя, противоречит Закону Российской Федерации от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", неправомерно, так как вышеназванный закон был принят после принятия Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 1995 г. N 889.

4. По вопросу о перечислении денежных средств в бюджет Красноярского края и местные бюджеты в связи с передачей пакета акций РАО "Норильский никель" в залог в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1995 г. N 889 "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности", Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

При передаче в залог акций РАО "Норильский никель", находившихся в федеральной собственности, в федеральный бюджет в декабре 1995 г. были перечислены денежные средства в размере кредита, предоставленного Российской Федерации, в сумме 771,74 млрд.рублей.

Согласно нормативам распределения доходов, поступающих от использования путем передачи в залог акций, находившихся в федеральной собственности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1995 г. N 889, в бюджеты республик, краев, областей должны быть перечислены 15 процентов от суммы доходов от использования акций, переданных в залог, а в местные бюджеты - в размере 5 процентов от этой суммы.

После продажи акций в соответствии с п.9 Приложения N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 31 августа 1995 года N 889, Российский фонд федерального имущества перечислил в федеральный бюджет денежные средства в размере 457,8 млрд. рублей, которые были получены сверх размера предоставленного кредита и начисленных процентов, а также суммы вознаграждения комиссионера.

В соответствии с п.1 Приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 31 августа 1995 года N 889 средства, полученные в виде кредита под залог акций, находящихся в федеральной собственности, подлежали зачислению в счет доходов федерального бюджета, предусмотренных в Приложении N 1 к Федеральному закону "О Федеральном бюджете на 1995 год".


О.В.Вьюгин



Письмо Минфина РФ от 30 апреля 1998 г. N 5-3-04


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.