Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2002 г. N 78-Г02-39 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что вопросы согласования на должность и освобождения от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ не могут быть отнесены ни к установлению порядка деятельности мировых судей, ни к установлению порядка рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2002 г. N 78-Г02-39


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 15 августа 2002 г. дело по заявлению Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральным законам, не действующими# и не подлежащими применению ст. 1 в части слов "и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга - Уставный Суд Санкт-Петербурга, мировые судьи", ст. 2 в части слов "и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга", ст. 3 в части слов "до окончания формирования судебных органов государственной власти Санкт-Петербурга" и "а также судебными органами государственной власти Санкт-Петербурга, сформированными на дату отправки соответствующего запроса в законодательный и исполнительный органы государственной власти Санкт-Петербурга", ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О порядке согласования органами государственной власти Санкт-Петербурга кандидатуры для назначения на должность и освобождение от должности начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации С., объяснения представителей Губернатора Санкт-Петербурга Л. и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А., заключение прокурора Ф., полагавшей решение суда обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила:

24 октября 2000 года был принят Закон Санкт-Петербурга "О порядке согласования органами государственной власти Санкт-Петербурга кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге".

В соответствии со ст. 1 указанного Закона Санкт-Петербурга органами государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющими согласование кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге (далее - Управление Судебного департамента), являются законодательный орган государственной власти Санкт-Петербурга - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга - Администрация Санкт-Петербурга и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга - Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи.

Согласно ст. 2 Закона органы государственной власти Санкт-Петербурга принимают решение о согласовании кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника Управления Судебного департамента независимо друг от друга:

исполнительный и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга - в десятидневный срок после получения соответствующего запроса;

законодательный орган государственной власти Санкт-Петербурга - на очередном своем заседании, следующем после очередного заседания, ближайшего к дате получения соответствующего запроса.

В силу ст. 3 Закона до окончания формирования судебных органов государственной власти Санкт-Петербурга согласование кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника Управления Судебного департамента осуществляется законодательным и исполнительным органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также судебными органами государственной власти Санкт-Петербурга, сформированными на дату отправки соответствующего запроса в законодательный и исполнительный органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании противоречащими федеральным законам, не действующими и не подлежащими применению ст. 1 в части слов "и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга - Уставный Суд Санкт-Петербурга, мировые судьи", ст. 2 в части слов "и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга", ст. 3 в части слов "до окончания формирования судебных органов государственной власти Санкт-Петербурга" и "а также судебными органами государственной власти Санкт-Петербурга, сформированными на дату отправки соответствующего запроса в законодательный и исполнительный органы государственной власти Санкт-Петербурга" и ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О порядке согласования органами государственной власти Санкт-Петербурга кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге".

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2002 г. требование прокурора удовлетворено частично.

Суд признал противоречащими федеральным законам, не действующими и не подлежащими применению ст. 1 в части слов "и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга - Уставный Суд Санкт-Петербурга, мировые судьи", ст. 2 в части слов "и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга", ст. 3 в части слов "до окончания формирования судебных органов государственной власти Санкт-Петербурга" и "а также судебными органами государственной власти Санкт-Петербурга, сформированными на дату отправки соответствующего запроса в законодательный и исполнительный органы государственной власти Санкт-Петербурга" Закона Санкт-Петербурга "О порядке согласования органами государственной власти Санкт-Петербурга кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге".

Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в удовлетворении заявления в части признания противоречащей федеральным законам, не действующей и не подлежащей применению ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О порядке согласования органами государственной власти Санкт-Петербурга кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге" отказать.

В кассационной жалобе Законодательное Собрание Санкт-Петербурга просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на ошибочное толкование норм федерального законодательства Санкт-Петербурга.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Судом правильно учтено, что в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" управление (отдел) Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Отсюда следует признать правильным вывод суда о том, что в круг лиц, с которыми согласуется назначение на должность и освобождение от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, определенный указанным Федеральным законом, не входят мировые судьи и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

В соответствии# п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации судоустройство относится к компетенции Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", которым установлен исчерпывающий перечень полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, и ст. 3 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", устанавливающая компетенцию мирового судьи, не содержат для указанных судей такого полномочия как участие в согласовании назначения на должность и освобождения от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Пунктами 2, 3 статьи 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", к ведению субъекта Российской Федерации отнесены лишь финансирование конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и установление порядка рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции.

Пунктом 1 статьи 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" к ведению субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка назначения (избрания) и деятельность мировых судей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ полагает правильным сделанный судом выводу# о том, что вопросы согласования на должность и освобождения от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации не могут быть отнесены ни к установлению порядка деятельности мировых судей, ни к установлению порядка рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, субъект Российской Федерации - Санкт-Петербург неправомочно наделил мировых судей и Уставный суд Санкт-Петербурга таким полномочием как участие в согласовании кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге.

Судом также правильно учтено, что в соответствии с п. 1 ст. 16 Устава Санкт-Петербурга# систему органов государственной власти Санкт-Петербурга включены судебные органы государственной власти - Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи.

Однако возлагая на судебные органы - Уставный суд Санкт-Петербурга и мировых судей как на органы государственной власти Санкт-Петербурга обязанность согласовывать кандидатуры при назначении на должность и освобождении от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге, законодатель Санкт-Петербурга не учел, что эти суды действуют на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Российской Федерации, не входящей в судебную систему Российской Федерации, что подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года по настоящему делу (л.д. 159-161).

Учет мнения судебных органов государственной власти, в том числе конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, при согласовании кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации гарантирован п. 1 ст. 15 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В соответствии с этой правовой нормой назначение на должность и освобождение от должности указанного должностного лица осуществляется по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации - органом судейского сообщества, в состав которого входят в числе других представители мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (ст.ст. 2, 3, 8 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").

Мотивирован судом и отказ в удовлетворении иных требований, заявленных прокурором.

Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанные судом выводы, а содержат лишь несогласие с оценкой данной судом установленным обстоятельствам, что само по себе не может быть признано состоятельным.

Поскольку судом постановлено законное решение, то кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2002 г. N 78-Г02-39


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.