Решение Верховного Суда РФ от 24 января 2008 г. N ГКПИ07-1588 Суд признал, что оспариваемые положения Правил соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают права граждан, поскольку наличие задолженности само по себе не является безусловным основанием для приостановления предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии

Решение Верховного Суда РФ от 24 января 2008 г. N ГКПИ07-1588


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующими подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила). Данный нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 51, 19.12.2005 г., "Российской газете" N 288, 22.12.2005 г.

Д. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил, указав, что оспариваемые нормы противоречат Федеральному закону "О государственной социальной помощи" и нарушают его право на получение жилищной субсидии.

Заявитель указал, что, устанавливая одним из условий предоставления субсидий отсутствие задолженности, Правительство РФ не учитывает, что задолженность может возникнуть не по вине получателя субсидии, а по вине ресурсоснабжающей организации. Поскольку субсидия является государственной социальной помощью, связывать право на ее получение с образовавшейся задолженностью неправомерно, т.к. задолженность может быть взыскана в установленном ГК РФ и ЖК РФ порядке.

Д. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации П., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 159 предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся мерой социальной защиты.

Субсидии согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Таким образом условием предоставления гражданам жилищных субсидий является отсутствие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло оспариваемые Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 56 Правил установлены условия приостановления предоставления субсидий. Так, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев (пп. "а"), невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил (пп. "б").

Условия приостановления предоставления субсидий, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 56 Правил, соответствует приведенным нормам Жилищного кодекса РФ.

Довод заявителя о том, что Правила не учитывают причины образования задолженности, является необоснованным, поскольку наличие задолженности само по себе не является безусловным основанием для приостановления предоставления субсидий. В соответствии с пунктами 57, 58 Правил уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности и при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

Не может быть признан обоснованным довод Д. о противоречии оспариваемых положений Федеральному Закону от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", поскольку предметом регулирования указанного Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации (абзац 2 преамбулы). Указанный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с предоставлением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данные правоотношения регулируются Жилищным кодексом РФ.

Учитывая изложенное, суд считает, что подпункты "а" и "б" пункта 56 Правил соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Д. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ВС РФ отказал в признании недействующими отдельных положений Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Оспариваемые положения предусматривают возможность приостановления предоставления субсидий по решению уполномоченного органа в случае неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, а также в случае невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности.

Как пояснил ВС РФ, данные положения об условиях приостановления предоставления субсидий соответствуют нормам ЖК РФ, согласно которым субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Довод заявителя о том, что Правила не учитывают причины образования задолженности, является необоснованным, поскольку наличие задолженности само по себе не является безусловным основанием для приостановления предоставления субсидий. В соответствии с иными положениями Правил уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности и при наличии уважительных причин возникновения задолженности (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

Решение Верховного Суда РФ от 24 января 2008 г. N ГКПИ07-1588


Текст решения официально опубликован не был

Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.