Решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1524 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое Положение содержит те же условия обеспечения медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, которые закреплены в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, ему не противоречит и не отменяет право заявителя на медицинское обслуживание в указанных медицинских учреждениях

Решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1524


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании частично недействующим подпункта 7.1 Положения об организации медицинского обслуживания и санитарно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. N 895, установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. N 895 утверждено Положение об организации медицинского обслуживания и санитарно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России (далее - Положение).

Подпунктом 7.1 Положения предусмотрено, что на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России прикрепляются сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, а также граждане Российской Федерации, уволенные до введения в действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (до 13 января 1993 года включительно), из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).

Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта 7.1 Положения недействующим в части требования выслуги не менее 20 лет, считая его противоречащим Конституции Российской Федерации, статье 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", Федеральному закону "О статусе военнослужащих", а также общепринятым принципам и нормам международного права.

Заявитель указал на то, что с 1985 г. по 1987 г. проходил военную службу в войсках МВД России, с 1987 г. по 1996 г. - в органах внутренних дел. В настоящее время является пенсионером МВД РФ и инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, имеет выслугу 13 лет.

С принятием Министерством внутренних дел Российской Федерации оспариваемого положения он был лишен права на медицинское обслуживание в лечебных учреждениях МВД России, которым пользовался десять лет.

В судебное заседание заявитель не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации М. и К. требование Т. не признали, ссылаясь на то, что Положение в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и его прав не нарушает.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Т. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 7 Положения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по направлению соответствующих пенсионных органов производится прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России лиц, уволенных с правом на пенсию из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, федеральной фельдъегерской связи, а также из федеральных органов налоговой полиции. При осуществлении медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России отдельно учитываются категории лиц, имеющих право на данное обслуживание.

В соответствии с подпунктом 7.1 Положения одной из категорий лиц, имеющих право на медицинское обслуживание, являются сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.

Довод заявителя о незаконности приведенной нормы в части указания на выслугу не менее 20 лет не может быть признан обоснованным.

В силу части 2 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 N 116-ФЗ, за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, подпункт 7.1 Положения содержит те же условия, обеспечения медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, которые закреплены в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, ему не противоречит и не отменяет право заявителя на медицинское обслуживание в указанных медицинских учреждениях.

Довод заявителя о противоречии Положения в оспариваемой части статье 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" несостоятелен, поскольку данная статья не устанавливает круг лиц, имеющих право на прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России.

Суд не может также согласиться с утверждением заявителя о противоречии оспариваемого предписания Положения Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Названный Федеральный закон не регулирует вопросы медицинского обслуживания сотрудников МВД России, а определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Несоответствия подпункта 7.1 Положения каким-либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, также не имеется.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Т. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1524


Текст решения официально опубликован не был

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.