Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2008 г. N ГКПИ07-659 Суд пришел к выводу, что у граждан, переселившихся из зоны отселения в пределах Брянской области, не был снижен ранее достигнутый уровень их социальной защищенности, поскольку данные лица в рамках ранее действовавшей подпрограммы жильем не обеспечивались

Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2008 г. N ГКПИ07-659

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 апреля 2008 г. N КАС08-102 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично недействующими абзаца 3 пункта 4 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, абзаца 3 подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, установил:

абзацем 3 пункта 4 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - Подпрограмма) предусмотрено, что граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, имеют право на получение субсидий для обеспечения жильем за счет федерального бюджета.

Согласно абзацу 3 подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила выпуска и реализации сертификатов), право на участие в Подпрограмме имеют граждане эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных положений Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов в части слов "... за пределы Брянской ... областей".

В заявлении указано, что Д. на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживал в г. Новозыбкове Брянской области, который относится к зоне отселения. В 1994 г. он добровольно переселился в г. Брянск и встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В июне 2007 г. администрация Брянской области отказала ему в выдаче безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет федерального бюджета, право на которую удостоверяется государственным жилищным сертификатом, ссылаясь на то, что его переселение из зоны отселения произошло в пределах Брянской области и финансирование на эти цели из федерального бюджета не осуществляется.

По мнению заявителя, Подпрограмма и Правила выпуска и реализации сертификатов в оспариваемой части противоречат статьям 13 и 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые не ставят право граждан на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета в зависимость от их переселения из зоны отселения за пределы Брянской и других областей. В связи с этим граждане, переселившиеся из зоны отселения в пределах одной области, должны иметь право на обеспечение жильем в том же порядке, что и граждане эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из зоны отселения за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей.

В судебном заседании Д. уточнил свое требование и просил признать недействующими оспариваемые предписания Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов в части слова "Брянской" по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Правительства Российской Федерации П. с заявлением Д. не согласилась и просила суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что он относится к категории граждан, улучшение жилищных условий которых производится в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц". Оспариваемые нормативные правовые акты на заявителя не распространяются, его прав и законных интересов не нарушают.

Выслушав объяснения Д. и представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., просившего отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" установлено, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона, является предоставление им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).

Названным постановлением утверждены также Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц (пункт 2).

Осуществление функций, связанных с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, к которым, в частности, относится заявитель, возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 3).

На день рассмотрения дела постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 и утвержденные им Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц сохраняют свою юридическую силу.

Следовательно, заявитель имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных данными нормативными правовыми актами, а отказ в предоставлении ему субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета может быть им обжалован в соответствующем районном суде.

С доводом Д. о несоответствии Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов в оспариваемой части статьям 13 и 17 Закона суд согласиться не может, поскольку указанные акты Правительства Российской Федерации регулируют вопросы предоставления жилья отдельным категориям граждан и не отменяют действие постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866.

В рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей.

При этом нет оснований полагать, что вследствие отсутствия у граждан, переселившихся из зоны отселения в пределах Брянской области, права на участие в Подпрограмме снижен ранее достигнутый уровень их социальной защищенности, так как данные лица в рамках ранее действовавшей подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2002 г. N 760 и утратила силу с 1 января 2006 г.), жильем не обеспечивались.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Д. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2008 г. N ГКПИ07-659


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 апреля 2008 г. N КАС08-102 настоящее решение оставлено без изменения


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.