Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2008 г. N 4-Г08-14 Поскольку до назначения выборов представительным органом была выдвинута инициатива о принятии порядка формирования представительного органа муниципального образования и поддержана более чем 2/3 поселений, у суда не имеется оснований для признания избирательных прав заявителя нарушенными, поскольку они реализуются на выборах депутатов представительного органа поселения, где он проживает

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2008 г. N 4-Г08-14


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Б. Хаменкова, судей Г.В. Макарова и Т.И. Еременко

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Кузьмина Юрия Алексеевича о защите избирательных прав граждан, о назначении выборов представительного органа муниципального образования - Совета депутатов Пушкинского муниципального района по кассационной жалобе Кузьмина Ю.А. на решение Московского областного суда от 14 февраля 2008 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения Кузьмина Ю.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей Пушкинского муниципального района, Совета депутатов Пушкинского муниципального района и избирательной комиссии Московской области соответственно Альбовой М.А., Поливановой М.П. и Селекзянова О.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Кузьмин Ю.А., житель г. Пушкино Московской области, обратился в Московский областной суд с вышеуказанным заявлением. Просил возложить на Избирательную комиссию Московской области обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в соответствии с нормами законодательства и назначить дату выборов депутатов Совета депутатов Пушкинского муниципального района. Свои требования мотивировал тем, что полномочия депутатов Совета депутатов Пушкинского муниципального района 3-го созыва, избранных 14 марта 2004 г. сроком на четыре года, заканчиваются с 15 марта 2008 г., однако решение о назначении даты очередных выборов не принято. Территориальная избирательная комиссия в отведенные законом сроки не объявила дату выборов.

По делу состоялось указанное выше решение Московского областного суда.

В кассационной жалобе Кузьмин Ю.А. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановлено с существенным нарушением норм процессуального и материального права. Отмечает, что решение суда противоречит нормам международного права, Европейской хартии местного самоуправления и без учета коллизий в законодательстве Российской Федерации (при которых необходимо руководствоваться нормами международного права), без учета требований ст. 9 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" об обязательности проведения выборов, части 2 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет, в то время, как срок полномочий Совета депутатов Пушкинского муниципального района, сформированного в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 ФЗ N 131-ФЗ менее двух лет.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Законом Московской области от 8 февраля 2005 г. N 37/2005-03 "О статусе и границах Пушкинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" в составе Пушкинского муниципального района образованы семь городских и три сельских поселения.

Решением от 27 сентября 2007 г. N 418 "О выдвижении инициативы по формированию представительного органа Пушкинского муниципального района" Совет депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района выдвинул инициативу по формированию представительного органа Пушкинского муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и предложил норму представительства в состав представительного органа Пушкинского муниципального района - по два представителя от каждого поселения (Глава Поселения и одни депутат Совета депутатов поселения), а также день начала работы Совета депутатов Пушкинского муниципального района - следующий день после истечения срока полномочий действующего состава представительного органа Пушкинского муниципального района.

Решениями Советов депутатов городских поселений Зеленоградский, Ашукино, Правдинсий, Черкизово, решениями Советовов депутатов сельских поселений Царевское, Ельдинское, Тарасовское инициатива Совета депутатов городского поселения Софрино по формированию представительного органа Пушкинского муниципального района поддержана. Указанные решения приняты более чем 2/3 поселений муниципального района в период с октября по декабрь 2007 г. и направлены в Совет депутатов Пушкинского муниципального района 11 декабря 2007 г., опубликованы в межмуниципальной газете "Маяк" 15 декабря 2007 г. и никем из указанных формирований в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ не оспорены.

Вопрос о назначении очередных выборов Совета депутатов Пушкинского муниципального района четвертого созыва в 2008 г. в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ, рассматривался на заседании Совета депутатов Пушкинского муниципального района 13 декабря 2007 г., однако решение о назначении выборов не было принято как не набравшее необходимого числа голосов.

Решением Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района от 20 декабря 2007 г. N 23/1 отказано - с ссылкой на положения ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ - в удовлетворении просьбы депутата Совета депутатов Пушкинского муниципального района Зубкова М.Ф. о назначении даты выборов депутатов Совета депутатов Пушкинского муниципального района.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование представительного органа муниципального района возможно двумя способами: он может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района (пункт 1 части 4 ст. 35), либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 2 части 4 ст. 35). Согласно части 5 ст. 35 этого же закона представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей статьи. В абзаце втором статьи указано, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа муниципального района, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.

Учитывая, как отмечено выше, что до назначения выборов в представительный орган Пушкинского муниципального района представительным органом поселения Софрино, входящего в состав Пушкинского муниципального района, была выдвинута инициатива о принятии порядка формирования представительного органа муниципального образования и поддержанная более чем 2/3 поселений, входящих в состав Пушкинского муниципального района, у суда не было оснований для признания заявления Кузьмина Ю.А. обоснованным.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, так как исходят из неправильного толкования норм материального права и установленных судом обстоятельств. Установленный порядок формирования представительного органа Пушкинского муниципального района не нарушает избирательных прав заявителя, так как они реализуются на выборах депутатов представительного органа поселения Пушкино, где он проживает. Несоответствия между внутренним российским законодательством и международным правом по рассматриваемому вопросу не усматривается.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Московского областного суда от 14 февраля 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кузьмина Ю.А. - без удовлетворения.


Председательствующий 

В.Б. Хаменков


Судьи

Г.В.Макаров



Т.И. Еременко

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2008 г. N 4-Г08-14


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.