Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 92-Г08-2 В признании недействующим областного закона в части выделения субвенции местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в сфере дошкольного образования судом отказано, так как оспариваемый закон принят по вопросу совместного ведения РФ и субъектов, финансовое обеспечение которого отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 92-Г08-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Председателя Правительства Республики Тыва, кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Тыва об отмене решения Верховного суда Республики Тыва от 14 января 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявления Председателя Правительства Республики Тыва о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на территории Республики Тыва субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Х.С.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Председатель Правительства Республики Тыва обратился в Верховный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействующими статьи 1 в части слов "и бесплатного дошкольного", статьи 2 в части слов "и бесплатного дошкольного", части 1 статьи 4 в части слов "муниципальных дошкольных и", части 1 статьи 4 в части слов "и ребенка", части 6 статьи 4 в части слов "дошкольными и" Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на территории Республики Тыва субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования", сославшись на противоречие статье 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпункту 2 пункта 4 статьи 12, пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании".

В обоснование заявления указал, что субвенции местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в сфере дошкольного образования выделяться не должны, поскольку дошкольные учреждения не относятся к общеобразовательным учреждениям. В случае недостаточности собственных средств для финансирования дошкольных учреждений органы местного самоуправления могут ставить вопрос перед органами государственной власти Республики Тыва об оказании финансовой поддержки, в виде дотаций, а не субвенций.

Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва с заявлением Председателя Правительства Республики Тыва не согласилась.

Решением Верховного суда Республики Тыва от 14 января 2008 года Председателю Правительства Республики Тыва в удовлетворении заявления отказано.

На решение поданы кассационная жалоба Председателя Правительства Республики Тыва и кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Тыва.

В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права, дело направить на новое рассмотрение.

В кассационном представлении первый заместитель прокурора Республики Тыва просит решение отменить как постановленное с нарушением норм процессуального права, производство по делу прекратить.

Изучив доводы кассационной жалобы, кассационного представления Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в порядке, предусмотренном статьей 362 Гражданского процессуального кодекса.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный Закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего судом сделан и правильный вывод об отказе в удовлетворении заявления Председателя Правительства Республики Тыва.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Так, отказывая Председателю Правительства Республики Тыва в удовлетворении заявления, Верховный суд Республики Тыва правильно исходил из того, что Закон Республики Тыва от 28 декабря 2005 года "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на территории Республики Тыва субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования", в том числе в оспариваемой части, принят по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которого отнесено статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такой вывод согласуется с вышеназванными федеральными нормами, из содержания которых прямо вытекает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, при этом, не только на оплату труда работников такого рода учреждений, как это утверждается заявителем, но и расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что дошкольные учреждения не являются общеобразовательным учреждением, а, следовательно, его финансовое обеспечение должно осуществляться не из регионального, а из местного бюджета, несостоятельны.

Согласно статьям 8, 9, 12, 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" дошкольные учреждения входят в систему образования, являются образовательными учреждениями, реализующими одну или несколько общеобразовательных программ и (или) обеспечивающими содержание и воспитание обучающихся воспитанников, и как следствие, имеют право на получение финансовой помощи из средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Доводы кассационного представления, сводящиеся к тому, что Председателем Правительства Республики Тыва в заявлении о признании недействующими оспариваемых положений не приведены доводы о нарушении его компетенции, а, поэтому, суд должен был отказать в принятии данного заявления, не подтверждаются материалами дела, и таким образом, не могут изменить правовую судьбу постановленного решения. В заявлении Председателя Правительства Республики Тыва доводы о нарушении его компетенции приведены (л.д. 29-31), им судом дана оценка, что нашло отражение в решения суда (л.д. 136). При этом Судебная коллегия находит эти суждения обоснованными и соглашается с тем, что неправомерное осуществление полномочий за счет средств регионального бюджета не может не нарушать компетенции Председателя Правительства Республики Тыва и Правительства, поскольку обеспечение исполнения бюджета входит в компетенцию Правительства Республики Тыва.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 января 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Председателя Правительства Республики Тыва, кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Тыва - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 92-Г08-2


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.