Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2008 г. N 83-Г08-5 Согласно действующему законодательству каждый субъект РФ вправе установить социальные гарантии, включая ежемесячные дополнительные выплаты к пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, с учетом своих финансовых возможностей

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2008 г. N 83-Г08-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело кассационную жалобу Б.В.С. на решение Брянского областного суда от 18 февраля 2008 года, которым в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-З "О доплате к государственной пенсии отдельным категориям пенсионеров" в части утверждения Перечня должностей в органах государственной власти и управления Брянской области, общественных организациях, исполнявших функции государственного управления в Брянской области (Приложение 1), отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законом Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-З "О доплате к государственной пенсии отдельным категориям пенсионеров", опубликованным в газете "Брянские известия N 140 от 1 августа 2001 года, определен порядок установления, выплаты, перерасчета и прекращения выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии и утвержден Перечень должностей в органах государственной власти и управления Брянской области, общественных организациях, исполнявших функции государственного управления в Брянской области (Приложение 1).

Б.В.С. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Приложения 1 к данному Закону. В обоснование заявленного требования указала на то, что решением Брянского облисполкома от 14 июня 1983 года она была утверждена в должности начальника управления капитального строительства облисполкома, распоряжением администрации Брянской области от 6 марта 1992 года N 281 освобождена от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. Оспариваемым Законом она необоснованно лишена права на получение доплаты к государственной пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 467. В судебном заседании Б. уточнила свои требования и просила признать раздел II Приложения 1 к Закону Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-З "О доплате к государственной пенсии отдельным категориям пенсионеров" противоречащим Указу Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 467 и недействующим в части не включения в перечень должностей должности "начальник управления Брянского облисполкома".

Решением Брянского областного суда от 18 февраля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Б. просит об отмене решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации и подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 467 "О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР" утвержден Перечень должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим указанные должности, установлен размер ежемесячной доплаты о порядок выплаты.

Данным Указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

С учетом указанных правовых положений Брянской областной Думой в пределах ее компетенции и в соответствии с установленным порядком 28 июня 2001 года был принят Закон Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-З "О доплате к государственной пенсии отдельным категориям пенсионеров".

Указанный Закон Брянской области определяет порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к назначенной государственной пенсии лицам, замещавшим высшие должности в органах государственной власти и управления Брянской области, общественных организациях, исполнявших функции государственного управления в Брянской области, лицам, получавшим до 31 декабря 1991 года персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения, лицам, имеющим почетное звание заслуженного работника РСФСР или Российской Федерации, бывшим депутатам Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР последнего созыва и лицам, имеющим общий трудовой стаж не менее 15 лет в должности руководителя сельскохозяйственного предприятия, государственного и (или) муниципального учреждения здравоохранения (больница, поликлиника, центр), районного или городского учреждения культуры, районного или городского учреждения социальной защиты населения, образовательного учреждения (школа, профессиональное училище, техникум, вуз).

Оспариваемым разделом II Приложения 1 к Закону Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-З определены следующие должности Перечня должностей в органах государственной власти и управления Брянской области, общественных организациях, исполнявших функции государственного управления в Брянской области:

- Председатель Брянского областного Совета народных депутатов;

- Первый секретарь Брянского областного комитета КПСС (до 1 декабря 1991 года);

- Председатель Брянской областной Думы (до 1 июня 1997 года);

- Председатель исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов;

- Глава администрации Брянской области (до 1 июня 1997 года);

- Заместитель председателя Брянского областного Совета народных депутатов;

- Секретарь Брянского областного комитета КПСС (до 1 декабря 1991 года)

- Заместитель председателя Брянской областной Думы (до 1 июня 1997 года);

- Заместитель председателя исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов;

- Секретарь исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов;

- Заместитель Главы администрации Брянской области (до 1 июня 1997 года).

Из содержания заявления Б., как правильно указал в решении суд, следует, что фактически она не оспаривает существующих норм Закона Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-З, а поскольку в вышеприведенном перечне не указана должность, замещаемая ею с 14 июня 1983 года, просит суд дополнить областной закон нормой, в силу которой заявитель получила бы право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

Между тем, в силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В этой связи правильным является суждение суда о том, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию органов законодательной власти и возлагать на них обязанность по принятию, дополнению или изменению нормативных правовых актов.

К тому же судом обосновано учтено и то обстоятельство, что пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 467 органам государственной власти субъекта Российской Федерации лишь рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета.

Поэтому каждый субъект Российской Федерации вправе установить социальные гарантии, включая ежемесячные дополнительные выплаты к пенсии, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, с учетом своих финансовых возможностей.

Вывод суда о том, что должность "начальник управления облисполкома" не соответствует должности "председатель государственного комитета", поскольку не включена в перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 467 или иной нормативный правовой акт, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.

В силу изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Брянского областного суда от 18 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационною жалобу Б. - без удовлетворения.




Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2008 г. N 83-Г08-5


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.