Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-170 Отказ в признании недействующим нормативно-правового акта органа исполнительной власти РФ мотивирован тем, что право на получение компенсационных выплат имеют только лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, которые являются неработающими и трудоспособными, а именно граждане, способные к труду, но оставившие работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-170


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.З.П. и Д.Г.З. о признании недействующими подпунктов "в" пунктов 6 и 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 343 по кассационной жалобе Д.З.П. и Д.Г.З. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации К.Т.В. и Т.О.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей решение суда оставить без изменения,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: Д.З.П. и Д.Г.З. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпунктов "в" пунктов 6 и 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход занетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 343 (далее - Правила), ссылаясь на противоречия оспариваемых положений действующему законодательству Российской Федерации. В подтверждение заявленных требований заявители указали, что получающие пенсию лица неправомерно признаются нетрудоспособными, не подлежащими оформлению в качестве лиц, осуществляющих за плату уход за нетрудоспособными гражданами.

Заявитель Д.З.П. является неработающим пенсионером органов внутренних дел Российской Федерации, с июля 1983 года получает пенсию в УВД Ульяновской области. Проживающая с ним дочь (Д.Г.З.) является инвалидом I группы и нуждается в постоянном постороннем уходе. Однако Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитрограде Ульяновской области отказалось оформить заявителя в качестве лица, осуществляющего за плату уход за дочерью, признав на основании оспоренных положений его нетрудоспособным вследствие достижения пенсионного возраста.

Верховный Суд Российской Федерации постановил вышеприведенное решение, об отмене которого и направлении на новое рассмотрение в ином составе судей, просят в кассационной жалобе Д.З.П. и Д.Г.З. Считают, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, не извещенных надлежащим образом. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правильно исходил из того, что оспариваемые положения Правил не противоречат Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455, Правила изданы Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему законодательством полномочий и не нарушают права заявителя.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ) установлены с 1 января 2007 года ежемесячные компенсационные выплаты в размере 500 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (пункт 1).

Пунктом 3 приведенного Указа Правительству Российской Федерации поручено определить источники финансирования предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа компенсационных выплат и порядок их осуществления.

Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации постановлением от 4 июня 2007 года N 343 утвердило Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Подпунктом "в" пункта 6 этих Правил предусмотрено, что для назначения компенсационной выплаты предоставляется справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.

Признавая подпункты "в" пунктов 6 и 9 Правил соответствующими федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу о том, что право на получение компенсационных выплат имеют только те лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, которые являются неработающими и трудоспособными, а именно граждане, способные к труду, но оставившие работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия). Указом Президента Российской Федерации предусмотрено право на компенсационную выплату лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а не дополнительная выплата.

В подтверждение этого вывода, суд правильно сослался на п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливающего, что безработными гражданами (нетрудоспособными, которые не имеют работы или заработка) не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 этого Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Суд обоснованно не согласился с доводами заявителей о том, что оспариваемые положения Правил противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и статье 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ " Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", поскольку они не регулируют вопросы осуществления ежемесячных компенсационных выплат.

Ссылка в кассационной жалобе на противоречие оспоренных положений Правил Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О государственной социальной помощи", Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральному закону "О занятости населения в Российской Федерации", основана на неправильном толковании норм материального права и не может служить поводом к отмене решения суда.

Довод кассационной жалобы о том, что заявитель необоснованно и в нарушение Конвенции, как Правилами, так и решением суда первой инстанции, был ограничен правом на получение компенсационной выплаты, ошибочен. Как правильно указал суд в решении, признание права на получение компенсационных выплат за гражданами, получающими пенсию (пособие), не согласуется с положениями Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455, которым установлены ежемесячные компенсационные выплаты трудоспособным гражданам, которые, в связи с необходимостью осуществления ухода за нетрудоспособными лицами, не имеют возможности работать.

Учитывая изложенное, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Д.З.П. и Д.Г.З. - без удовлетворения.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-170


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.