Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2008 г. N 25-В07-25 Суд направил дело на новое рассмотрение, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2008 г. N 25-В07-25


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании в порядке надзора гражданское дело по иску С. к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Управлению Министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району г. Астрахани, Управлению федерального казначейства по Астраханской области, Управлению федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, о взыскании задолженности.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

С. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную компенсацию за вред здоровью. Индексация указанных выплат в установленном порядке не производилась. На основании судебных решений ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью была проиндексирована по коэффициентам 1, 581, 1,515, 1,22, 1,12, 1,1, 1,08.

Считая, что ежемесячные выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью входят в общий объем возмещаемого вреда и подлежат индексации в таком же порядке, как и ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, истец просил суд об удовлетворении исковых требований.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 16 ноября 2006 года в удовлетворении иска было отказано.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Постановлением президиума Астраханского областного суда от 8 мая 2007 года решение суда первой инстанции было отменено и вынесено новое решение, которым требования С.И.Н. удовлетворены. Суд надзорной инстанции обязал Управление Министерства социального развития и труда Астраханской области установить С.И.Н. с 1 мая 2007 года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1045 руб. 63 коп. и ежегодную компенсацию за вред здоровью в сумме 1624 руб. 15 коп; взыскал с Министерства социального развития и труда Астраханской области в пользу С. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 июля 2000 года по 30 апреля 2007 года в сумме 32655 руб. 40 коп. и задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 2000 года по 2006 год в сумме 4848 руб. 96 коп.

В надзорной жалобе Министерство социального развития и труда Астраханской области просит об отмене постановления президиума Астраханского областного суда от 8 мая 2007 года и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом надзорной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации З.А.Н. от 16 октября 2007 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением того же судьи от 13 марта 2008 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 330-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. В силу статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 базового Закона выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 и утвержденному этим Постановлением Порядку выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что финансовое обеспечение по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.

В соответствии с п.п. 2-5 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907, гражданин для получения компенсации обращается в орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства.

Данный орган составляет списки граждан и представляет их ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства.

Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Исходя из положений вышеуказанных нормативных актов в их взаимосвязи, надлежащим ответчиком по делам, связанным с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является Российская Федерация. Представителем Российской Федерации по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте Российской Федерации формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации, то есть орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Взыскание выплат с соответствующего органа социальной защиты населения должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Изложенная позиция согласуется и с разъяснениями, данными в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35 (с изменениями) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Президиум Астраханского областного суда не учел положения вышеприведенных норм и взыскал в пользу истца задолженность по компенсационным выплатам непосредственно с Министерства социального развития и труда Астраханской области, тогда как оно ответчиком по делу не являлось.

В надзорной жалобе Министерство социального развития и труда Астраханской области обращает внимание на то, что не является получателем средств федерального бюджета, лицевых счетов по учету средств федерального бюджета в Управлении федерального казначейства по Астраханской области не имеет, и, что в областном бюджете средства на реализацию мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, не предусмотрены.

Поскольку при рассмотрении дела президиумом Астраханского областного суда допущено существенное нарушение норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит необходимым отменить вынесенное им постановление, направив дело на новое рассмотрение в тот же суд надзорной инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

постановление президиума Астраханского областного суда от 8 мая 2007 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в президиум Астраханского областного суда.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2008 г. N 25-В07-25


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.