Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N 86-Г08-9 Суд, отказывая в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим положения закона как противоречащего бюджетному и гражданскому законодательству, в нарушение требований которых определен процент направляемых бюджетным учреждением на заработную плату средств, полученных от оказания им платных услуг, указал, что органы государственной власти субъекта РФ наделены необходимыми полномочиями по самостоятельному правовому регулированию направления использования средств, полученных от предоставления платных услуг государственными учреждениями субъекта, в том числе в части установления их объема для выплаты заработной платы

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N 86-Г08-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Владимирской области об отмене решения Владимирского областного суда от 12 марта 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 8 Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 215-03 "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета" в части слов "но не более 50% заработанных средств".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., объяснения представителей Законодательного Собрания и администрации Владимирской области Л., Л.И.В., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., не поддержавшей доводы кассационного представления, установила:

прокурор Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании недействующей статьи 8 Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 N 215-03 (в редакции от 4 июля 2007 года) "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета" в части слов "но не более 50% заработанных средств" недействующей, сославшись на противоречие в этой части Бюджетному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, в нарушение требование которых определен процент направляемых бюджетным учреждением на заработную плату средств, полученных от оказания им платных услуг.

Законодательное Собрание и Администрация Владимирской области с заявлением прокурора не согласились.

Полагали, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации бюджетным законодательством наделены необходимыми властными полномочиями по самостоятельному правовому регулированию использования средств, полученных от предоставления платных услуг государственными учреждениями субъекта Российской Федерации.

Решением Владимирского областного суда 12 марта 2008 года прокурору Владимирской области в удовлетворении заявления отказано.

В кассационном представлении прокурор просит решение отменить как основанное на неправильном толковании норм материального закона, подлежащего применению по данному делу.

Изучив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены необходимыми полномочиями по самостоятельному правовому регулированию направления использования средств, полученных от предоставления платных услуг государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, в том числе в части установления их объема для выплаты заработной платы.

Сопоставив статью 8 Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 215-03 (в редакции от 4 июля 2007 года) "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета" устанавливающую, что государственные учреждения, финансируемые из областного бюджета, оказывающие населению платные услуги, вправе направлять денежные средства, полученные от их предоставления на заработную плату с начислением, но не более 50% и нормы Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, на нормы которых суд ссылается в своем решении, Судебная коллегия, находит такой вывод основанным на правильном толковании норм материального закона, подлежащего применению по данному делу.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе, вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 26.14 указанного Закона - органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26.13 данного Закона - каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

Статьёй 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации в определение принципа самостоятельности бюджетов включаются: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, а также право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, что закреплено в пункте 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 этой статьи доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчётности о его исполнении включается в состав доходов бюджета с учётом положений пункта 3 настоящей статьи.

Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-Ф3 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" пункт 5 статьи 41 (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.

До настоящего времени Федеральный закон не принят.

Вместе с тем, в пункте 3 части 11 статьи 5 Федерального закона N 63-ФЗ от 26 апреля 2007 года указано, что бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности, полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения.

Статьёй 4 Закона Владимирской области от 24 декабря 2007 года N 187-03 "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что средства в валюте Российской Федерации, полученные областными бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, иной приносящей доход деятельности, безвозмездные поступления учитываются на счетах, открытых им в установленном порядке, и расходуются областными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями) главного распорядителя средств областного бюджета и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Кроме того, пунктом 140 статьи 1 Федерального закона N 63-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 года, изложена в новой редакции статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Из указанной нормы исключено положение о самостоятельности бюджетного учреждения при расходовании средств, полученных за счёт внебюджетных источников. Доводы кассационного представления, сводящиеся к тому, что решение постановлено без учета части 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 декабря 2007 года) нельзя признать обоснованными. Данные федеральные нормы судом анализировались, что нашло отражение в суждениях суда. Судебная коллегия соглашается с суждением суда в этой части решения о том, что Бюджетным кодексом Российской Федерации возможность применения к бюджетным правоотношениям норм гражданского законодательства не определена.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Владимирского областного суда от 12 марта 2008 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Владимирской области - без удовлетворения.




Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N 86-Г08-9


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение